Урегулирование претензий в имущественном страховании

Установление факта и причин страхового случая, размера ущерба, причиненного застрахованному имуществу в результате страхового случая, документальное оформление и выплату страхового возмещения в практике страхования называют «урегулированием претензий» или «ликвидацией убытка».

При наступлении страхового случая страхователь (выгодоприобретатель) должен подтвердить свой имущественный интерес в сохранности объекта, доказать факт страхового случая и обосновать размер своей претензии. После получения заявления страхователя о наступлении страхового случая, в котором указывается где, когда и при каких обстоятельствах повреждено или уничтожено застрахованное имущество, представитель страховщика проводит осмотр и имеет право проводить собственное расследование случившегося. Факт и причину страхового случая должны подтверждать необходимые документы компетентных органов (органов пожарной службы, аварийной службы, ГИБДД...) Для оценки ущерба страхователь может обратиться к независимым экспертам (оценщикам ущерба), согласовав предварительно это со страховщиком.

Если страховщик признает наступившее событие страховым случаем, на основании заявления страхователя составляется страховой акт, где указывается характер повреждений, размеры ущерба и рассчитывается страховое возмещение.

При уничтожении объекта страховой защиты ущерб определяется по формуле:

У= ССт - Ост +Р1 + Р2, где У – ущерб, ССт - страховая стоимость, Ост - стоимость остатков, годных к использованию, Р1 - расходы по предотвращению и сокращению ущерба, Р2 - расходы по оценке ущерба.

Если правилами и договором страхования предусмотрен вычет стоимости остатков годных к использованию, то их стоимость вычитается независимо от того, нужны они страхователю или нет, а расходы по спасению имущества возмещаются в разумных пределах, даже если они были сделаны напрасно.

При повреждении имущества ущерб определяется по формуле:

У= Стоимость ремонта +Р1 +Р2

Степень возмещения ущерба определяется действующей системой страховой ответственности, соотношением страховой суммы и стоимости, размером франшизы.

Если по фактам, связанным со страховым случаем, возбуждено уголовное дело или начат судебный процесс, то принятие решения о выплате страхового возмещения может быть отсрочено до окончания расследования или судебного разбирательства либо установления невиновности страхователя органами следствия и суда.

Страхование грузов

Это один из самых древних и популярных видов страхования, имеющий второе название – «страхование карго». Страхование грузов может быть добровольным и «вмененным» в обязанность грузоотправителя в том случае, если договор поставки товара заключается на условиях CIF по ИНКОТЕРМС (продавец должен доставить груз в порт, оплатить погрузку, фрахт судна и страхование груза на весь период транспортировки, отправить весь комплект документов в адрес получателя).

Во всем цивилизованном мире признаны стандартные условия страхования груза Института лондонских страховщиков (Institute Cargo Clauses), которые аккумулируют многовековой опыт лондонского страхового рынка. Причем первоначально эти условия разрабатывались для морских перевозок, а сейчас применяются для всех видов транспорта. I.C.C. включают три стандартных условия страхования грузов:

«А» - «с ответственностью за все риски» (all risks) - наиболее полное и дорогое страховое покрытие. Застрахованы все риски гибели и повреждения грузов, за исключением военных рисков, политических, грубой неосторожности страхователя, неправильной упаковки, внутрених дефектов, нормативной потери веса, радиации и т.д.

«В» - «с ответственностью за частную аварию» (with average) - перечень покрываемых рисков четко ограничен: это гибель или повреждения груза в результате стихийных бедствий, пожара, взрыва, падения за борт, столкновения... Перечень исключений тот же.

«С» - «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» (free of particular average) - покрываются убытки от гибели всего или части груза, а повреждение груза считается страховым случаем, только если при этом имело место крушение судна.

Перед заключением договора страховщик собирает всю информацию о грузе, его свойствах, виде упаковки, маршруте перевозки, сведения о страхователе, транспортной компании, охранной фирме. Все грузы подразделяются на 4-5 категорий в зависимости от опасности их перевозки. Базовые страховые тарифы устанавливаются исходя из категории груза, вида транспортного средства, региона, длительности перевозки и др. факторов. Их границы от 0,2 до 1%. Причем по статистике наиболее опасен автотранспорт, на втором месте - морской и авиационный, наименее опасен - железнодорожный транспорт.

Период страхования может быть определен как календарный срок или как период перевозки из пункта А в пункт Б (либо «от склада.. до склада). Особенностью страхования грузов является то, что страховую сумму в договоре можно установить выше контрактной цены товара на 5-30% в целях покрытия дополнительных затрат страхователя (транспортных расходов, таможенных платежей) и упущенной выгоды.

Обычно в таких договорах страховщики устанавливают обязательную безусловную франшизу, соответствующую нормам естественной убыли.

Большой популярностью пользуется страхование грузов по генеральному полису. Такой полис предлагается постоянным клиентам со стабильным грузооборотом. Генеральный договор страхования грузов обычно заключается на год, в нем указываются виды грузов, транспорт, маршруты, лимит страховой суммы по 1 транспортному средству, примерный оборот и график поставок. В день отправки груза страхователь отправляет страховщику Извещение об отправке и тут же получает от страховщика страховой полис на данную отправку. Спустя месяц такой работы страховщик рассчитывает страховую премию по всем отправкам и выставляет счет страхователю. Преимущества для страхователя: облегчается и сокращается работа по заключению договоров страхования, предоставляются скидки, отсрочка уплаты страховой премии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: