Тема 6. Методика эпидемиологического анализа инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Задание 1. Дайте краткую характеристику следующим понятиям:
ОПИСАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ)
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ)
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ).
Задание № 2
Рассчитайте показатели заболеваемости дизентерией и острыми кишечными инфекциями (ОКИ) за 2010 г. в г. Н. Население г. Н. в 2010 г. 628 347 человек.
Определите структуру инфекционных болезней среди взрослого и детского населения в городе Н. за 2010 год. Статистический материал представлен в таблице № 1.
Таблица № 1.
Структура инфекционной заболеваемости за 2010 год в г. Н.
Наименование заболевания | 2010 г. | |
Заболеваемость взрослого населения (абс.) | Заболеваемость детей до 14 лет (абс.) | |
Сальмонеллез | ||
Дизентерия | ||
О К И | ||
Вирусные гепатиты (ВГ) | ||
в т.ч. ВГ А | ||
в т.ч. ВГ В | ||
в т.ч. ВГ С | - | |
Hосители ВГ В | ||
Носители ВГ С | ||
Коклюш | ||
Корь | ||
Краснуха | ||
Паротит эпидемический | ||
Дифтерия | - | |
Менингококковая инфекция | ||
Туберкулез | ||
ОРВИ | ||
Грипп | ||
ВИЧ-инфекция |
Тесты для самоконтроля
|
|
1.Предметом изучения эпидемиологии является:
А. Закономерности возникновения и распространения различных патологических состояний (заболеваемости) в популяции людей и здоровье населения;
Б.Принципы и формы организации противоэпидемической работы
В. Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди животных.
2.Эпидемиологический метод используют:
А. Для оценки состояния здоровья населения в целом (в отдельных группах, на определенных территориях);
Б. Для оценки распространенности массовых заболеваний неинфекционной природы; в) для выявления факторов риска заболевания;
Г. Для определения социально-экономической значимости превалирующей нозологии в структуре заболеваемости;
Д. Для разработки прогноза эпидемиологической ситуации.
3..Использование эпидемиологического метода позволяет:
А.Выявить условия и механизмы развития болезней в конкретной обстановке;
Б. Провести распознавание болезни;
В. Определить состояние больного.
4. Эпидемиологический метод позволяет изучить:
А. Эпидемический процесс при инфекционных заболеваниях и закономерности его проявления;
|
|
Б. Инфекционный процесс;
В. Эпизоотический процесс.
5. Использование эпидемиологического метода позволяет:
А.Характеризовать распространенность массовых заболеваний неинфекционной природы (сердечно-сосудистых, онкологических, психических, эндокринных и др.);
Б.Установить характер инфекционного процесса;
В.Определить объем лечебных мероприятий.
6.Эпидемиологический метод это специфическая совокупность приемов, позволяющих оценить:
А. Структуру инфекционной заболеваемости по нозологическим формам, группам населения, по территории, времени и факторы риска;
Б. Тяжесть течения болезни;
В.Скорость распространения заболеваний.
7. Приемы эпидемиологического обследования очага:
А. Опрос, лабораторные исследования, санитарно- гигиеническое обследование, эпидемиологическое наблюдение;
Б.Проверка документации лечебно-профилактических учреждений;
В. Аналитические исследования.
8. Структура эпидемиологических методов:
А. Эпидемиологический анализ, эпидемиологическое обследование очагов;
Б.Статистические исследования, математическое моделирование;
В.Описательные наблюдения, аналитические исследования.
9. Эпидемиологическое обследование очага это метод выявления:
А. Источника возбудителя инфекции, путей и факторов его передачи, контактных, подвергшихся риску заражения;
Б. Распространенности заболеваний;
В. Частоты заболеваний.
10. Опасность источника инфекции обуславливают следующие факторы:
А. Длительность выделения возбудителя,;
Б. Санитарно-бытовые условия;
В. Профессия;
Г.Возраст;
Д. Массивность выделения возбудителя.
11.Эпидемиологический подход к классификации инфекционных болезней основан на:
А. Характеристике свойств возбудителя;
Б. Различии в восприимчивости возбудителя;
В. Своеобразии механизма передачи возбудителя;
Г. Типе паразитизма возбудителя
12.Факторы риска, детерминирующие реализацию эпидемического процесса:
А. Социальные;
Б. Биологические;
В. Природные;
Г. Этнические.
13. Биологические факторы, детерминирующие эпидемический процесс:
А. Источник возбудителя инфекции;
Б. Механизм передачи возбудителя;
В. Восприимчивость населения.
Г. Возраст.
14.По какому фактору реализации механизма передачи возбудителя определяются пути передачи возбудителя:
А. Основному фактору риска;
Б. Конечному фактору риска;
В. Дополнительному фактору риска.
15. Сущность эпидемиологического подхода к выявлению причин возникновения, распространения болезней:
А. Сопоставление различной заболеваемости в отдельных группах населения с наличием и активностью в этих группах предполагаемых факторов риска изучаемой нозоформы;
Б. Скрининговые исследования;
В. Рандомизированные клинические испытания.
16. Отличительная черта эпидемиологии современного периода:
А. Использование эпидемиологических исследований для изучения неинфекционной патологии;
Б. Применение эпидемиологических исследований в клинике и формирование нового направления в эпидемиологии - «клиническая эпидемиология»;
В.Организация и проведение мероприятий по снижению и профилактике заболеваемости на принципах эпидемиологического надзора.
Г. Применение различных статистических методов выявления и оценки закономерностей распределения заболеваемости.
17. Фактор риска отражает:
А. Вероятность действия причины;
Б. Обязательное действие причины.
18. Выделение групп риска в популяции основано на:
А. Неоднородности показателей заболеваемости в динамике, уровне, структуре с учетом индивидуальных характеристик заболевших;
Б. Неоднородности социальных факторов;
В. Оценке эффективности профилактических мероприятий среди заболевших.
19.Сущность эпидемиологического подхода при проведении противоэпидемических и профилактических мероприятий:
|
|
А. Мероприятия, направленные на источник инфекции, разрыв механизма передачи, восприимчивый коллектив;
Б. Мероприятия, направленные на конечные факторы передачи;
В. Режимные ограничительные мероприятия.
20.Основной принцип проведения мероприятий, направленных на снижение заболеваемости:
А. Принцип комплексности с выделением главного звена при поведении профилактических мероприятий;
Б. Мероприятия, препятствующие выносу инфекции за пределы очага;
Г. Мероприятия, препятствующие распространению инфекции в очаге;
21.К описательно-оценочным аналитическим эпидемиологическим исследованиям относят:
А. Скрининговые исследования;
Б. Когортные исследования;
В. Полевые испытания;
Г. Математическое моделирование;
Д. Рандомизированные контролируемые клинические испытания.
22. К экспериментальным эпидемиологическим исследованиям относят:
А. Исследование "случай—контроль";
Б. Когортное исследование;
В. Полевое испытание;
Г. Скрининговое исследование;
Д. Рандомизированные контролируемые клинические исследования.
23. Массовые скрининговые исследования предусматривают:
А. Обследование всех пациентов, обратившихся за медицинской помощью;
Б. Одномоментное использование различных скрининговых тестов;
В. Охват всего населения;
Г. Обследование групп риска;
Д. Обследование всех пациентов, находящихся на лечении в стационаре.
24. В дескриптивных (оценочно-описательных) эпидемиологических исследованиях по материалам медицинской отчетности распределение показателей заболеваемости (смертности) по территории производится в пределах:
А. Промышленных зон;
Б. Ландшафтных зон;
В. Административного деления;
Г. Географических зон;
Д. Учитывают все вышеперечисленное.
25. В дескриптивных эпидемиологических исследованиях по материалам отчетности распределение населения на группы для оценки показателей заболеваемости (смертности) проводится с учетом:
|
|
А. Возраста;
Б. Пола;
В. Проживания в городе, селе;
Г. Посещения (непосещения) детьми детских дошкольных учреждений;
Д. Всех вышеперечисленных факторов.
С какой целью используются интенсивные статистические показатели (инцидентности) в эпидемиологических исследованиях?
А. Характеристики распространения различных заболеваний;
Б. Сравнения, сопоставления событий (заболеваемости и всех других явлений -
исходов) во времени и пространстве среди групп популяции, подверженных риску;
В. Сравнения в коллективах, где численность популяции остается неизменной.
27. В отобранной случайным методом группе учащихся проведен забор материала из ротоглотки для выявления возможного носительства токсигенных коринебактерий. Такое исследование называется:
А. Когортным;
Б. Исследованием "случай—контроль";
В. Поперечным (моментным);
Г. Продольным перспективным;
Д. Ретроспективным.
28. Исследование, проводимое по годовым отчетам поликлиник для оценки структуры заболеваемости по классам международной классификации, является:
А. Когортным (аналитическим);
Б. Поперечным (моментным описательным);
В. Ретроспективным (описательным);
Г. Перспективным;
Д. продольным.
29. Относительный риск это показатель, который рассчитывается как:
А.Разность показателей заболеваемости среди лиц, подвергшихся и не подвергшихся воздействию фактора риска (Rэ, Rне);
Б. Отношение показателя заболеваемости (абсолютных рисков Rэ, Rне ) конкретной болезнью в группе людей, подвергшихся воздействию фактора риска, к показателю заболеваемости той же болезнью в равноценной группе людей, но не подвергшихся воздействию фактора риска;
В. Сумма показателей заболеваемости конкретной болезнью в группе людей, подвергшихся и не подвергшихся воздействию фактора риска(Rэ, Rне).