Экономико-статистические методы

Методы экспертных оценок.

Эти методы предполагают изучение мнений специалистов пред­приятий-производителей и потребителей продукции, торгово-посреднических фирм, предприятий розничной торговли, консалтинго­вых организаций о возможных объемах продаж продукции пред­приятия в планируемом периоде. На их основе экспертным путем определяются три вида прогноза продаж: оптимистический, песси­мистический и рациональный (вероятный).

Ожидаемый объем продаж изделия в плановом периоде (Оп) можно определять по формуле

Оп = (О + 4В + П) / 6 (6.6)

где О, В, П — объемы продаж: соответственно, оптимистичес­кий, вероятный, пессимистический.

Так как любой прогноз носит вероятностный характер, то рас­считывается доверительный интервал возможного объема продаж по формуле

Д = Оп ± (2(О – П) / 6), (6.7)

где (О – П) / 6 ― стандартное отклонение оценок продаж.

Основным фактором успеха при расчете объемов продаж в дан­ном случае является квалификация экспертов. Поэтому эксперты должны знать особенности продукции, рынок, конкурентов и их продукцию, тенденции научно-технологического развития, дина­мику цен, итоги работы отрасли в предшествующем периоде.

Данные методы включают обширный арсенал различных ко­личественных средств. Наиболее часто на практике применяются методы регрессионного и корреляционного анализа; скользящей средней; взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания); следящего сигнала.

Метод регрессионного и корреляционного анализа — это спо­соб нахождения объема продаж конкретного изделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого показателя от других факторов. Например, можно установить зависимость изменения объема продаж бензина от объема продаж или произ­водства запасных частей к автомобилям; объема продаж сахара от изменения численности населения в регионе и т.д. На основа­нии статистической выборки по объёму продаж планируемого товара (у) и различных факторов, влияющих на него (x1, x2, x3, …, xn), за предшествующие плановому периоды составляются статистический ряд наблюдений и стандартные уравнения. Зависи­мость показателей может быть линейной, параболической, ги­перболической и экспоненциальной. Например, на рисунке 6.2 представлена линейная зависимость объема продаж от цены то­вара, а на рисунке 6.1 — гиперболическая.

Для выявления формы связи, тесноты связи и различных пока­зателей, характеризующих пригодность исходного статистического материала для анализа и прогнозирования, разработаны соот­ветствующие программы для ЭВМ.

Исследования, проведенные в Чикагском университете за мно­го лет, выявили следующую линейную зависимость количества продаж любого товара (х) от его цены (у):

Х = 91,2099 - 4,7356y, (6.8)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: