Веберовская интерпретивная парадигма тесно связана с другими
социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие
позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный,
прежде всего, Э. Дюркгеймом (см. тему 4), который отстаивал необходимость
распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их
самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Вебер видел слабость
представителей этой позиции в том, что структуры всецело детерминировали поведение
индивидов, из чего следовало, что исторические события рассматривались независимо от
намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных
событий. Не принял Вебер и использование естественнонаучных подходов для анализа
общества, подчеркивая то, что в отличие от неизбежных связей между явлениями неживой
природы, в обществе действуют качественно иные причинные связи и для их познания
нужна другая методология. При этом Веберу импонировала идея рационализма, которая,
|
|
как будет показано ниже, обрела иное содержание и стала центральной в его взгляде на
историю и будущее человеческих обществ.
Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская
социология (см. тему 5), в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене
противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы,
свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и
определенным взглядам на окружающий мир. Однако при этом им была дана позитивная
критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал
значимость идеальных факторов – религиозных, идейно-нравственных ориентиров для
поведения людей и высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему
каузальных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и
создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.
Наконец, отметим влияние философской школы неокантнианства, представители
которой (Г. Риккерт и др.) проводили радикальное различие, с одной стороны, между
внешним миром, который мы познаем, и познающим сознанием, а с другой – между
ценностью и её оценкой.
Предмет и методы «понимающей» социологии