Интерпретивной парадигмы

Веберовская интерпретивная парадигма тесно связана с другими

социологическими системами, характерными для прошлого века. В то время ведущие

позиции занимал структурный функционализм позитивистского толка, представленный,

прежде всего, Э. Дюркгеймом (см. тему 4), который отстаивал необходимость

распространения рационализма на познание социальных явлений, на исследование их

самих с помощью методов, характерных для естественных наук. Вебер видел слабость

представителей этой позиции в том, что структуры всецело детерминировали поведение

индивидов, из чего следовало, что исторические события рассматривались независимо от

намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных

событий. Не принял Вебер и использование естественнонаучных подходов для анализа

общества, подчеркивая то, что в отличие от неизбежных связей между явлениями неживой

природы, в обществе действуют качественно иные причинные связи и для их познания

нужна другая методология. При этом Веберу импонировала идея рационализма, которая,

как будет показано ниже, обрела иное содержание и стала центральной в его взгляде на

историю и будущее человеческих обществ.

Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская

социология (см. тему 5), в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене

противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы,

свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и

определенным взглядам на окружающий мир. Однако при этом им была дана позитивная

критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал

значимость идеальных факторов – религиозных, идейно-нравственных ориентиров для

поведения людей и высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему

каузальных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и

создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.

Наконец, отметим влияние философской школы неокантнианства, представители

которой (Г. Риккерт и др.) проводили радикальное различие, с одной стороны, между

внешним миром, который мы познаем, и познающим сознанием, а с другой – между

ценностью и её оценкой.

Предмет и методы «понимающей» социологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: