Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)
ЦИКЛ БЕСЕД 1 «БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ»
ТЕМА 1.3 «Что такое «аскетика» и зачем она нужна?»
ВОПРОСЫ:
Смысл аскезы в жизни христианина? Формы и содержание аскетики.
Аскетика - для всех или для избранных (может ли христианин обходиться без аскетики)? Говорится ли в Писании об аскезе?
Есть ли особенности православной аскетики в современных условиях?
1. «Аскезис», «аскео» - искусно обрабатывать грубые материалы, упражняться. Термин применялся в сфере атлетизма; воспринят христианством в духовном смысле.
- пост (Мф.6:17–18), воздержание (Мф.19:12), нестяжание (Мф. 19:21)
- «Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие достигает Его» (Мф.11:12)
-«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор.9:24–27) - «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34)
- «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24)
|
|
- Аскетизм – путь исредство (не цель!) к достижению христианского совершенства через упражнение в добродетелях, но главной силой спасения служит благодать Святого Духа. Спасаемся не мы сами, а спасает Бог (СИНЕРГИЯ).Смысл аскезы – как физической, так и духовной – в разумном и добровольном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий.
- Аскетизм имеет целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати. Это действие и размышление.
- Аскеза – это опыт отказа (самоограничения) от свойственного человеку эгоистического и индивидуалистического стремления... (Х. Яннарас), метод преодоления греха.
- Аскетические упражнения направлены на тело,душу, дух.
ТЕЛО | ДУША | ДУХ |
Аппарат души для общения с внешним миром | Жизненное начало. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент | Высшая часть души, способная к Богопознанию, искра Божия, Образ Божий |
Потребности: - самосохранение - продолжение рода | Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли | - совесть - жажда Бога - страх Божий |
Восстановление утраченной цельности и иерархии, приобщение к Богустало возможнымчерез Христа. Выздоровление, исцелениеот греховной болезни -плодаскетического подвига | ||
Тело сравнивается с ослом, на котором мы едем в Царство Небесное «Тело - седалище страстей… самых свирепых» (св. Феофан) Тело должно подчиняться душе:помогать ей хранить пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Это не унижение плоти, а освобождение ее от рабства греха Каковы аскетические упражнения? | В грехопадении утраченацеломудренность и цельность - разъединение души на три силы: ум (мыслительная, словесная), волю (желательная) и чувства (сердце) Обычный человеческий ум и благодатный разум очень часто находятся в противоречии друг с другом (1Кор. 4:10) Ум излечивается через духовное внимание и вероучение, «гигиену ума» (испытанием помыслов, «хранением ума», состраданием к ближним, постоянным памятованием о Боге, молитвой и т.п.) – «мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16) « Наблюдайте за собой» (Лк. 17:3). Воля излечивается через смирение и соблюдениезаповедей, преодоление желаний. Чувства –через трезвение, отсечение страстей | «В лице Христа Спасителя человечество начинает новую жизнь, и не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем Самом» (свт. Феофан Затворник) «Христос соединяет все разделенное, преодолевая и разрушая все преграды, воздвигнутые грехом между Богом и человеком» (архиеп. Лука) - участие в Таинствах - молитва - добродетели |
|
|
Восемь главных страстей (по свт.Игнатию Брянчанинову) | Добродетели, противоположные восьми страстям | Труд аскезы |
1. Чревообъядение | 1. Воздержание | Это индивидуальный путь. Здесь требуются: - постоянство (хотя бы в малом) - желание и ревность - серьезное отношение - поиск смысла и творческий подход - смирение |
2. Любодеяние | 2. Целомудрие | |
3. Сребролюбие | 3. Нестяжание | |
4. Гнев | 4. Кротость | |
5. Печаль | 5. Надежда, блаженный плач | |
6. Уныние | 6. Трезвение | |
7. Тщеславие | 7. Смирение | |
8. Гордость | 8. Любовь | |
Делание аскетики – не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1Петр. 3:11) «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) |