Есть ли особенности православной аскетики в современных условиях?

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ БЕСЕД 1 «БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ»

ТЕМА 1.3 «Что такое «аскетика» и зачем она нужна?»

ВОПРОСЫ:

Смысл аскезы в жизни христианина? Формы и содержание аскетики.

Аскетика - для всех или для избранных (может ли христианин обходиться без аскетики)? Говорится ли в Писании об аскезе?

Есть ли особенности православной аскетики в современных условиях?

 

1. «Аскезис», «аскео» - искусно обрабатывать грубые материалы, упражняться. Термин применялся в сфере атлетизма; воспринят христианством в духовном смысле.

- пост (Мф.6:17–18), воздержание (Мф.19:12), нестяжание (Мф. 19:21)

- «Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие достигает Его» (Мф.11:12)

-«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор.9:24–27) - «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34)

- «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24)

 

- Аскетизм – путь исредство (не цель!) к достижению христианского совершенства через упражнение в добродетелях, но главной силой спасения служит благодать Святого Духа. Спасаемся не мы сами, а спасает Бог (СИНЕРГИЯ).Смысл аскезы – как физической, так и духовной – в разумном и добровольном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий.

- Аскетизм имеет целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати. Это действие и размышление.

- Аскеза – это опыт отказа (самоограничения) от свойственного человеку эгоистического и индивидуалистического стремления... (Х. Яннарас), метод преодоления греха.

- Аскетические упражнения направлены на тело,душу, дух.

ТЕЛО ДУША ДУХ
Аппарат души для общения с внешним миром Жизненное начало. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент Высшая часть души, способная к Богопознанию, искра Божия, Образ Божий
Потребности: - самосохранение - продолжение рода Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли - совесть - жажда Бога - страх Божий
Восстановление утраченной цельности и иерархии, приобщение к Богустало возможнымчерез Христа. Выздоровление, исцелениеот греховной болезни -плодаскетического подвига
Тело сравнивается с ослом, на котором мы едем в Царство Небесное «Тело - седалище страстей… самых свирепых» (св. Феофан) Тело должно подчиняться душе:помогать ей хранить пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) Это не унижение плоти, а освобождение ее от рабства греха Каковы аскетические упражнения?   В грехопадении утраченацеломудренность и цельность - разъединение души на три силы: ум (мыслительная, словесная), волю (желательная) и чувства (сердце) Обычный человеческий ум и благодатный разум очень часто находятся в противоречии друг с другом (1Кор. 4:10) Ум излечивается через духовное внимание и вероучение, «гигиену ума» (испытанием помыслов, «хранением ума», состраданием к ближним, постоянным памятованием о Боге, молитвой и т.п.) – «мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16) « Наблюдайте за собой» (Лк. 17:3). Воля излечивается через смирение и соблюдениезаповедей, преодоление желаний. Чувства –через трезвение, отсечение страстей «В лице Христа Спасителя человечество начинает новую жизнь, и не душевно только, но и телесно, так как это явилось и в Нем Самом» (свт. Феофан Затворник)   «Христос соединяет все разделенное, преодолевая и разрушая все преграды, воздвигнутые грехом между Богом и человеком» (архиеп. Лука)   - участие в Таинствах - молитва - добродетели

 

Восемь главных страстей (по свт.Игнатию Брянчанинову) Добродетели, противоположные восьми страстям Труд аскезы
1. Чревообъядение 1. Воздержание Это индивидуальный путь. Здесь требуются: - постоянство (хотя бы в малом) - желание и ревность - серьезное отношение - поиск смысла и творческий подход - смирение
2. Любодеяние 2. Целомудрие
3. Сребролюбие 3. Нестяжание
4. Гнев 4. Кротость
5. Печаль 5. Надежда, блаженный плач
6. Уныние 6. Трезвение
7. Тщеславие 7. Смирение
8. Гордость 8. Любовь
Делание аскетики – не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1Петр. 3:11) «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: