Обоснование необходимости консультирования семьи с ребенком с ЗПР

Контрольная работа

на тему:

«Психологическое консультирование семьи, имеющей ребенка с задержкой психического развития»

 

 

Регистрация №

Дата регистрации

 

Выполнила студентка IVкурса, заочного отделения, 14.СП.З.1В.Б.13.2 группы, «Специальная психология» Жданова П.А. Проверил работу: Дейнега Н.В.

 

 

Контрольная работа зачтена

Подпись преподавателя

 

Москва 2017г.

Содержание

Введение.

Обоснование необходимости консультирования семьи с ребенком с ЗПР.

Основы консультирования семьи с ребенком с ЗПР.

Этапы консультирования

 

Содержание индивидуальной формы психологической работы с родителями

 

Проблемы семейного консультирования

Протокол работы с семьей

Литература

 

Введение.

Обоснование необходимости консультирования семьи с ребенком с ЗПР.

Многие родители не осознают болезненного состояния своего ребенка, обусловленного недостаточностью деятельности центральной нервной системы, не стремятся ему помочь. Наоборот, двигательная расторможенность, возбудимость или, наоборот, излишняя вялость, другие болезненные проявления вызывают негативные реакции матери и других родственников. Нередко они относятся к поведению такого ребенка как к сознательному желанию им досадить. Часто требуют достижений, явно превышающих его возможности. Способ общения многих матерей со своими детьми — либо формально-императивный (окрик, приказ, наказание), либо уход от решения проблем, связанных с жизненными потребностями ребенка.

Неудовлетворенная потребность ребенка в любви, ласке, доброжелательном внимании матери, неуверенность в ее любви приводят к появлению вторичных отклонений, но не органического, а психогенного происхождения: нарушению общения, замедлению развития личности, деформации процесса социализации. Дети с задержкой развития фиксированы на отношениях с матерью, братьями, сестрами. Обратная сторона гиперзначимости для ребенка семейных отношений состоит в том, что предельно уменьшается личностно-значимое общение со взрослыми и детьми, не находящимися с ними в семейных отношениях. Это ведет к неполноценному социальному развитию личности ребенка.

Дети с задержкой психического развития относятся к посторонним взрослым, как правило, настороженно. В их присутствии они скованы и напряжены. Длительное время не испытывают к ним доверия, ведут себя сдержанно, стремятся свести контакты до минимума. Доброе отношение постороннего взрослого воспринимают далеко не сразу. Общение со сверстниками, находящимися вне круга их семейных отношений, также игнорируется, что играет негативную роль: уходит важная линия онтогенеза личности ребенка «Я — Другой».

В число важнейших составляющих социализации входят принятие (или непринятие) норм, правил общения и поведения, закрепленных в конкретном социуме. Адаптироваться в социальной среде означает в первую очередь наладить отношения с людьми. Этот процесс обусловлен и внутрипсихологическими, и средовыми факторами. Почти половина детей с задержкой психического развития не испытывает никакого желания познакомиться с новой социальной средой, вступить в общение, взаимодействие с чужими людьми. Все это для них психологически нежелательные обстоятельства. Они не хотят ни приспосабливаться к новым социальным условиям, ни подчинять себе условия, поскольку они не имеют для них никакого личностного смысла. Значимы родные, а другие не нужны. Таким образом, гипертрофированная привязанность к матери, сибсам, нежелание общаться с «чужими» взрослыми и сверстниками в сочетании со сниженной познавательной активностью, спецификой умственной и эмоционально-волевой деятельностью препятствуют социализации детей с задержкой психического развития, становлению их личности.

Для помощи отстающим в развитии детям необходима систематическая разъяснительная работа с их родителями. К сожалению, последние не всегда адекватно оценивают возможности своего ребенка. Уязвленные в своем родительском самолюбии из-за учебных неудач сына или дочери, они, не понимая необходимости реальной помощи ребенку, ищут «виновных». В их глазах ими оказываются либо учителя, либо сам ребенок. Родители ругают его, наказывают, высмеивают, тем самым еще больше травмируя, вселяя неуверенность, тревогу, чувство вины. Родственники детей с задержкой развития нередко понимают, что в «массовом» классе ребенка ждут непреодолимые трудности. Тем не менее они часто надеются на то, что, находясь среди нормативно развивающихся учеников, их ребенок «подтянется», «доразовьется».

Функцией психолога, учителя, педагога-дефектолога становится доброжелательное объяснение родителям, что коррекция познавательной деятельности их ребенка, его учебные успехи, нормализация развития личности могут осуществляться только тогда, когда ему будет доступен учебный материал. Кроме того, необходимо, чтобы специалисты выявили конкретные причины трудностей, препятствующих успешному обучению маленького школьника, наметили способы их преодоления. Деятельность коррекционно-развивающих и лечебно-оздоровительных комплексов, предусмотренных в классах и школах для детей с задержкой психического развития, направлена на приобретение полноценных знаний и возможностей овладения в дальнейшем рядом профессий.

В работе с родителями основное внимание уделяется стилю и содержанию внутрисемейных отношений в системе «взрослый — ребенок», прежде всего, «мама — ребенок». В последние годы проявляется все большая тенденция привлечения родителей к процессу развития и коррекционного обучения детей с отклонениями в развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: