Индивидуальное и семейное психологическое консультирование включает в себя такие этапы работы, как:
1. присоединение психолога к семейной системе, установление контакта с родителем (родителями),
2. диагностика затруднений и формулирование запроса, расспрос,
3. оказание воздействия, реконструкция семейных отношений для инициации изменений во взаимоотношениях, для оптимизации функционирования подсистем семейной группы, сохранившей свое фундаментальное значение: супруги реализуют потребности во взаимности, родители воспитывают детей, дети социализируются и т.д.,
4. отсоединение от семейной системы психолога,
5. подведение итогов, обсуждение дальнейшего взаимодействия, домашнее задание.
Таким образом, на каждом этапе работы вовлекаются все члены семьи, взаимодействие специалиста с родителями, воспитывающими детей с ЗПР, оказывает в системе семейных детско-родительских отношений непосредственное влияние на развитие самих детей. При проведении психологического консультирования также необходимо соблюдать стандартные принципы работы: доброжелательное отношение, безоценочное отношение, ориентация на нормы и ценности клиентов, конфиденциальность, разграничение личных и профессиональных отношений и границ, осторожное отношение к советам, согласие клиентов на психологическую помощь, консультирование желательно проводить в специально оборудованном кабинете психолога, время консультации - от 45 минут до 1 часа.
Программа психологической работы с родителями включает в себя психодиагностические, консультационные, просветительские мероприятия. Многокомпонентность и своеобразие детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР, требует индивидуального подхода в проработке существующих проблем. Поэтому проведение данной социально-психологической диагностико-развивающей программы позволяет учитывать большинство особенностей родителей и детей, является эффективным для решения жизненно значимых задач семьи.
Психологическая работа с родителями влечет изменение родительских взглядов на вопросы воспитания и отношения с детьми, что, в свою очередь, способствует более гармоничному развитию детей с ЗПР. Согласно системному подходу, по которому семья является системой, влияние на один компонент системы влечет за собой изменение остальных компонентов системы, таким образом психологическая работа с родителями по гармонизации внутрисемейных отношений и типов воспитания приведет к положительным изменениям в развитии детей с ЗПР.