Содержание индивидуальной формы психологической работы с родителями

 

При индивидуальном и семейном психологическом консультировании необходимо учитывать особенности работы с семьей как системой и задачи семейного психологического консультирования:

1. Создание психологических условий для адекватного восприятия родителями своих детей с учётом «кризиса развития» семьи, который обусловлен наличием ребёнка с ЗПР, периодом перехода в школу. 2. Психологическая помощь в преодолении стресса и чувства вины с учётом запросов и особенностей функционирования, структуры семей, воспитывающих детей с ЗПР. 3. Поддержание на начальном этапе процессов, которые обеспечивают сохранение привычного функционирования семейных подсистем, распределение ролей и др. 4. Анализ взаимодействия всех членов семьи, которые собираются вместе в ситуации «здесь-и-теперь». 5. Создание развивающих ситуаций фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более эффективный уровень функционирования. На основании полученных данных диагностического исследования семей разработаны и проведены индивидуальные и семейные психологические консультации с родителями.

Психологическая программа помощи родителям включает в себя:

1) индивидуальные и семейные психологические консультации;

2) лекции – семинары

 

Работа с родителями может проводиться в следующей последовательности.

1. Представление социально-психологической программы заведующим и педагогическому составу ДОУ, объяснение актуальности и необходимости подобных мероприятий. Это необходимый пункт, т.к. педагоги оказывают значительную поддержку в работе психолога с семьями в формировании адекватного отношения в психологической помощи.

2. Знакомство с родителями детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормой психического развития на родительских собраниях и представление программы психологической работы с родителями. В ДОУ с этой целью специально организованы встречи с психологом, на которых представляетя общий план мероприятий психологической помощи родителям в коррекции внутрисемейных отношений, предварительно выявлен интерес к подобной теме со стороны матерей и отцов, получено их согласие на участие в программе.

3. Диагностика отношений в семьях. На этом этапе родителям предлогаются для заполнения бланки для ответов на вопросы и сами опросники. Также проведятся проективные методы исследования, такие как социограмма и рисунок семьи. Индивидуальная структурированная беседа (по специально подготовленным вопросам) с родителями позволяет выяснить особенности рождения и воспитания ребенка, условия жизнедеятельности семьи, особенностей самих родителей и их отношение к проблемам в семье и к психологической помощи. Также в индивидуальной беседе выявляется запрос каждой семьи на психологическую помощь.

4. Проведение семинаров – лекций для родителей, на которых рассматриваются теоретические вопросы: – понятие задержки психического развития; – причины задержки психического развития; – виды ЗПР; – психологические особенности детей с ЗПР; – особенности этапов развития таких детей; – понятие отношений и родительского отношения к детям; – виды гармоничных и дисгармоничных (эффективных и неэффективных) родительских отношений к детям; – влияние того или иного вида отношения родителей к детям с ЗПР на их дальнейшее психосоциальное развитие. Также на семинарах-лекциях рассматриваются и практические вопросы, которые предлогаются для обсуждения психологом и задаются родителями в процессе дискуссий: – некоторые способы психологической коррекции ЗПР в дошкольном возрасте; – способы гармонизации отношений между родителями; – способы гармонизации отношений между родителями и детьми; – способы гармонизации отношений между детьми в семье; – принципы общения с детьми с ЗПР.

5. Проведение индивидуальных и семейных психологических консультаций с родителями два раза в неделю. На каждой консультации психологом заполняется протокол работы с семьей.

 

Консультации проводятся по следующему плану:

 

1) установление доверительных отношений между психологом и родителями, заполнение родителями анкеты;

2) исследование индивидуального запроса матери, отца и семьи как системы в целом (общая цель работы с семьей и цель конкретной встречи);

3) психологическая работа с родителями по запросу;

4)построение и проверка гипотез во время сеанса анализ и оценка достигнутых результатов;

5)домашнее задание для родителей, определение даты и времени следующей встречи.

 

Индивидуальные и семейные консультации родителей проводятся в кабинете психолога по предварительной записи, для этого создается бланк регистрации посещений, в котором указывается дата, время приема и фамилия семьи. Родители сами выбирают удобные для них часы посещений.

При определении времени и дней для работы с психологом учитываются особенности семей, такие как: пожелания самих родителей, состав семей, график работы родителей (так как многие родители имеют посменную работу). Предварительно с каждой семьей проводится небольшая ознакомительная встреча, на которой представляюся результаты диагностического исследования, оговариваются условия, особенности пожелания и ожидания, озвучивается весь план мероприятий по психологической помощи родителям, объясняется смысл психологической помощи и поводы для обращения к психологу. После чего родители могут принять совместное решение о необходимости дальнейшего участия в программе. Большинство родителей впервые сталкиваются с такой формой работы психолога и соглашаются участвовать в программе.

 

 

В индивидуальных и семейных консультациях можно использовать такие методы и приёмы, как:

- первичный опрос,

- беседа,

- определение запроса семьи,

- построение семейной генограммы,

- обсуждение наследственных сценариев, стратегий, «сильных» и «слабых» родовых программ,

- рисунок семьи,

- социограмма,

- расстановки с помощью фигур,

- тест Геринга для выявления семейной ситуации,

- арттерапевтические приемы,

- трансы,

- упражнения для релаксации,

- циркулярные вопросы и многое другое.

 

Консультации могут быть как краткосрочными, так и продолжительными по количеству сессий. В целом, проведение психологических индивидуальных и семейных консультаций оказывает, по отзывам родителей и результатам работы в виде повторного обследования, эффективное воздействие на изменение отношений в семьях. Консультирование подтверждает высокую необходимость и актуальность для родителей подобной помощи в период посещения их детьми с ЗПР дошкольного образовательного учреждения.

Проблемы семейного консультирования (Белопольская И. Л.)

 

Крайне часты ошибки родителей в плане воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований, закрепления за ним положения «больного». Наблюдения показывают, что если снижение требований в плане умственного развития ребенка, его обучаемости оправданно, то оно должно быть минимальным в плане повседневных требований и для действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценному, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о ближних. В подавляющем большинстве случаев картина другая. Родители начинают преждевременно обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия со специалистами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить. Все стремления родителей направлены на проблемы обучения и устройства детей в школу. Поэтому порой приходится видеть ребенка без элементарных навыков самообслуживания, но знающего буквы. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже мельчайшие трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В семье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.

Часто в семьях, где кроме ребенка с отклонением в развитии есть полноценные дети, складываются неправильные отношения в целом. Полноценный ребенок в таких семьях становится заброшенным, от него требуют во всем уступать «больному», всячески опекать его, не реагировать и не жаловаться на неправильные поступки последнего. Все это отражается на характере полноценного ребенка, а иногда ведет к нервному срыву. Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у специалистов помогают установлению оптимального климата в семье и преодолению тяжелых эмоциональных переживаний и конфликтов у родителей.

Консультирование базируется на следующих принципах.

1. Соблюдение интересов больного ребенка. Этот принцип проводится во всех случаях, кроме резко выраженной патологии, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи (прежде всего детей). Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обучения, воспитания и лечения как в школе, так и дома.

Правильная постановка диагноза – необходимое, но не достаточное условие для этого. В настоящее время в нашей стране создана большая сеть дошкольных и школьных учреждений, которая позволяет обучать ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Подчас только недостаточное понимание родителями возможностей своего ребенка мешает незамедлительному помещению ребенка в нужное детское учреждение.

2. Щадящая форма соообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями мы стремимся не только раскрыть психологическую структуру дефекта ребенка, но и указать его положительные качества. Как выяснилось, родителям лучше не просто сообщить диагноз и решение специалистов, но доступно и понятно рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно заниматься и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

3. Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением тайны каждого индивида.

Нередки случаи, когда родители расходятся в вопросах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жизни. Психолог анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оценку его возможностям. Он консультирует родителей и других родственников индивидуально, соблюдая тайну консультирования, чтобы не внести в семью новых травмирующих моментов. Индивидуальное консультирование помогает потом правильнее построить консультирование семьи, в котором, кроме родителей, участвуют и другие родственники.

Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включены в задачи исследования, о чем сообщается родителям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: