Родительское отношение к детям является первым основным примером и образцом взаимодействий в социуме. В случае негативного, неблагополучного взаимодействия внутри семьи у ребёнка формируются и закрепляются неуспешные модели социально-психологических отношений в социуме. Особенно остро это проявляется в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Поэтому психологическая работа с родителями таких детей способствует улучшению функционирования семьи в целом.
Одним из эффективных направлений в этой области является системное семейное психологическое консультирование. В семейном психологическом консультировании используется комплекс психологических методов и приемов, направленных на изменение членов семьи и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношении. В семейной психологии семья рассматривается как целостная система, сложный комплекс информационных и энергетических процессов.
На всем протяжении своего существования семья проходит через закономерные «кризисы развития»: вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность матери, рождение ребенка, поступление ребенка в дошкольные и школьные учреждения, подростковый период в жизни ребенка, окончание им школы и выбор «своего пути», разрыв с родителями, уход на пенсию и т.д. Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными решать новые ситуации прежними способами, и поэтому они стоят перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.
Семьи выполняют свои функции с помощью определенных механизмов: структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними. Структура семейных ролей предписывает членам семьи что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом. Семейные подсистемы – это более дифференцированная совокупность семейных ролей, которая позволяет избирательно выполнять определенные семейные функции, обеспечивать жизнедеятельность семьи. Один из членов семьи может быть участником нескольких подсистем – родительской, супружеской, детей, мужской, женской и др. Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно малоэффективно. Границы между подсистемами – это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции – в нормальных семьях они ясно очерчены и проницаемы.
Социально-психологическая помощь родителям является одним из приоритетных направлений работы специалистов в этой области, т.к. воздействие на родителей и взаимодействие с ними представляет собой опосредованное влияние на детей с ЗПР в системе отношений: ребенок – родители – окружающая среда.
Психологическая помощь детям с ЗПР состоит из комплексного системного подхода, включающего в себя адаптацию ребенка к социальным условиям, восстанавливающие, компенсирующие и коррекционно-развивающие мероприятия, включающие работу как с детьми с ЗПР, так и родителями. Процесс социально-психологической помощи – это комплексное многоплановое взаимодействие с родителями, ребенком и семьей в целом, реализуемое с учетом биологических, социально-средовых и психологических факторов влияния.
При оказании помощи родителям учитываются их особенности, потребности, возможности и запросы. Как известно, индивидуально-психологические различия могут меняться благодаря обучению, тренировкам и возрастным особенностям. Помощь родителям, воспитывающих детей с задержкой психического развития может осуществляться в индивидуальном или семейном консультировании.
Целями индивидуального консультирования являются:
1. Оказание помощи в решении личных проблем.
2. Оказание помощи в решении семейных проблем.
3. Консультирование является вспомогательным методом при комплексной психологической помощи.
4. Изменение членов семьи при помощи семьи.
5. Улучшение семейных отношений и взаимодействий.
7. Достижение психологического комфорта.
9. Также цель консультирования может определяться самими родителями.
В консультировании родителей детей с задержкой психического развития решаются такие задачи, как:
1. Уточнение проблемы.
2. Выявление запроса родителей.
3. Информирование родителей по сути обращения.
4. Составление рекомендаций для каждой семьи.
5. Психологическая помощь в решении актуальных задач.
6. Создание условий, помогающих родителям решить их проблемы.
7. Психологическое просвещение родителей.
При консультировании необходимо учитывать критерии, свидетельствующие о том, что цели психологического консультирования достигнуты: удовлетворённость клиента, принятие клиентом ответственности за происходящее с ним, решение консультанта о необходимости прекращения консультаций.