Вопрос:Общая характеристика системы органов обеспечения безопасности РФ

Законом установлены принципы обеспечения безопасности. Ими являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответствен­ность личности, общества и государства по обеспечению безопасно­сти; интеграция с международными система безопасности.

§ 1. Общая характеристика системы органов обеспечения безопасности РФ

ФАПСИ, функции которого тем же Указом распределены между ФСБ и Минобороны России, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, природоохранные органы, органы охраны здоровья на­селения и другие государственные органы обеспечения безопасно­сти, действующие на основании законодательства. Не допускает­ся создание органов обеспечения безопасности, не установленных Законом.

Полномочия органов и сил обеспечения безопасности РФ, их состав, принципы и порядок действия определяются соответству­ющими законодательными актами. Каждый из указанных орга­нов обладает собственными задачами и компетенцией. Одни созда­ются для отражения внешней угрозы (Вооруженные Силы, орга­ны внешней разведки), другие — для отражения внутренних угроз (органы внутренних дел, внутренние войска). Некоторые органы обеспечивают безопасность как от внутренних, так и от внешних угроз. К ним относятся Федеральная служба безопасности, тамо­женные органы. Эффективное использование и всестороннее раз­витие возможностей разведки и контрразведки в целях своевре­менного обнаружения угроз и определения их источников имеет особое значение для обеспечения безопасности РФ.

В формировании и реализации политики обеспечения безопас­ности РФ принимают участие: Президент РФ, который руководит в пределах своих кон­ституционных полномочий органами и силами обеспечения безо­пасности; санкционирует действия по обеспечению безопасности; в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения без­опасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам безопасности; Федеральное Собрание РФ, которое формирует законодате­льную базу в области обеспечения безопасности РФ; Правительство РФ, которое координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует в установлен­ном порядке статьи федерального бюджета для реализации конк­ретных целевых программ в этой области; Совет Безопасности (СБ). Это конституционный орган ис­полнительного аппарата Президента РФ, деятельность которого состоит из постоянных членов и членов, назначаемых Пре­зидентом3. К числу первых относятся Президент РФ, являющийся по должности председателем Совета Безопасности, Председатель Правительства РФ. В состав СБ обычно входят министры ино­странных дел, обороны, внутренних дел, руководители специаль­ных служб, а также председатели палат Федерального Собрания РФ. Норма Закона о безопасности, предусматривающая утвержде­ние секретаря СБ парламентом России, в настоящее время не дей­ствует.

СБ проводит работу по упреждению, выявлению и оценке уг­роз безопасности РФ, оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предло­жения в области обеспечения безопасности РФ, а также предло­жения по уточнению отдельных положений Концепции, коорди­нирует деятельность сил и органов обеспечения безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполните­льной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ решений в этой области.

Сегодня особую актуальность приобретают скоординированные действия Комитета секретарей СБ государств — участников До­говора о коллективной безопасности на антитеррористическом на­правлении. Взаимодействие правоохранительных органов и спецс­лужб стран Договора на этом направлении осуществляется в рам­ках многосторонних и двухсторонних соглашений, ряда программ, включающих проведение специальных совместных операций. СБ — совещательный орган. Его решения вступают в закон­ную силу только после утверждения их Председателем СБ — Пре­зидентом РФ. Решения СБ по важнейшим вопросам оформляются указами Президента; федеральные органы исполнительной власти — обеспечива­ют исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области безопасности РФ; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ — взаимодей­ствуют с федеральными органами исполнительной власти по вопро­сам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области безопасности РФ, а также федераль­ных программ, планов, директив, издаваемых Верховным Главно­командующим Вооруженными Силами РФ, в области военной без­опасности РФ; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем безопасности согласно законодательству РФ; вносят в фе­деральные органы исполнительной власти предложения по совер­шенствованию системы обеспечения безопасности РФ.

 

2.вопрос Слу́жба вне́шней разве́дки Российской Федерации (СВР России) — основной орган внешней разведки Российской Федерации.

Штаб-квартира СВР находится неподалёку от дер. Бачурино в Ленинском районе Московской области, граничащем с юго-западным районом города Москвы Ясенево.

 

История

В декабре 1991 года СВР провозгласила себя официальной преемницей Первого главного управления КГБ СССР (ПГУ) и Центральной службы разведки СССР (ЦСР).

СВР подчеркивает свою историческую роль[4] в качестве продолжательницы традиций специальных служб Советской России и бывшего Советского Союза: ВЧК СНК РСФСР — ГПУ НКВД РСФСР — МГБ — КГБ [5]. В результате денонсации союзного договора и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о кардинальной реорганизации органов внешней разведки Российской федерации на базе упраздненной Центральной службы разведки СССР (ЦСР).

После распада СССР на базе Центральной службы разведки СССР указом Президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина № 293 от 18 декабря 1991 года [6],[7] «в связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» образована СВР РСФСР.

Согласно официальной версии СВР Российской Федерации[8], Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года не была создана принципиально новая спецслужба новой России, а Центральная служба разведки СССР была всего лишь «переименована в Службу внешней разведки России».

26 декабря 1991 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ № 316 от 26.12.1991[9] о назначении первого директора СВР РСФСР. Им стал Евгений Максимович Примаков, которому было поручено в недельный срок представить президенту предложения о Положении о вновь созданной службе, её структуре и штатах.

13 января 1992 года Президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Указ № 15[10] о назначении заместителей директора СВР РСФСР. Все заместители директора ЦСР СССР сохранили свои посты в новой структуре. К ним добавился Иван Гореловский, который в звании генерал-лейтенанта стал отвечать за административно-хозяйственную деятельность.

После этого служба внешней разведки еще несколько раз переформировывалась: в Федеральную службу внешней разведки России (30.09.1992)[11], в СВР при Президенте РФ (07.10.1992)[12], а затем уже в СВР Российской Федерации в её нынешнем виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: