Декларирование безопасности эксплуатации водохранилищ

Безопасность гидротехнических сооружений - это свойства гид­ротехнических сооружений, позволяющие обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

В большинстве случаев аварии плотин происходят в период их строительства или в начальный период эксплуатации – в течение 5-7 лет после наполнения водохранилища. За это время полностью проявляются дефекты производства работ, стабилизируются фильтрационный режим и деформации сооружения. Затем в течение 40-50 лет состояние сооружения стабилизируется, аварии маловероятны. После этого опасность аварии вновь увеличивается в результате развития анизотропии свойств, старения материалов и др.

В России 12% водохранилищ (из 2,25 тыс.) и накопителей промышленных стоков и отходов (из нескольких сотен), отно­сящихся к разным формам собственности, принадлежащих различ­ным министерствам и ведомствам, эксплуатируются без реконструкции более 50 лет. По данным Роскомвода, около 12% напорных гидротехничес­ких сооружений (водохранилищ) находятся в аварийном или предаварийном состоянии (Краснодарский гидро­узел, Шершневский, Аргазинский, Долгобродский и Кыштымский гидроузлы в Челябинской области, Правдинский в Кали­нинградской области, Курганский в Курганской области, Кузь­минский гидроузлу на Оке в Московской области и др.)

Износ и старение основных фондов водного хозяйства, ликви­дация ряда органов управления, возникновение различных форм собственности, отсутствие должного надзора за безопасной эксплуа­тацией делают все более реальным прорыв плотин водохранилищ и накопителей стоков, что может привести к катастрофическим по­следствиям, угрожает естественной основе жизни человека.

Эти негативные явления наиболее выражены в бассейнах Волги, Дона, Северной Двины, Белой, Томи, Тобола, Туры (массовая гибель рыбы в Чебоксарском водохранили­ще, чрезмерное развитие планктона в Куйбышевском водохранили­ще и связанные с этим осложнения в работе систем водоснабжения. С нарушением эксплуатации гидротехнических объектов, недостаточной пропускной способностью инженерных сооружений и размывом дамб связаны многочисленные наводнения на дальнево­сточных реках, в Хабаровском, Красноярском и Алтайском краях, в Курганской области).

Исходя из статистики аварий на плотинах (1% от общего числа) предполагают, что ежегодно (из-за износа основных фондов на гидротехнических сооружениях) возможно до 10-15 аварий с катастрофическими последствиями. Примеры аварий: прорыв плотины Тирлян (водохранилище в Баш­кортостане), Людиновского в Калужской области, дважды — Кисе­левского в Свердловской области, зарегистрированы многочислен­ные аварии на прудах в Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областях. Матери­альный ущерб исчисляется миллиардами рублей, были человечес­кие жертвы, разрушено множество хозяйственных объектов, жилых домов, вышли из строя питьевые и технические водозаборы.

В связи с финансовыми проблемами практически прекращены ремонтные и регламентные работы на ряде водохранилищ, числящихся на балансе металлургических заводов. Они находятся в предаварийном и аварийном состоянии, требуют полного восстановления, проведения капитальных ре­монтов. Положение усугубляется тем, что при акционировании про­мышленных объектов, в составе которых есть напорные гидротехни­ческие сооружения, последние не принимаются на баланс, их служ­бы сокращаются или ликвидируются.

Согласно Постановлению правительства РФ «О порядке эксплуатации водохранилищ» (1997г.), установлено:

-поддержание в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ и использование их водных ресурсов осуществ­ляется в соответствии с правилами эксплуатации водохранилищ, разрабатываемыми собственниками гидроэнергетических и гидротех­нических сооружений на этих водохранилищах или эксплуатирую­щими водохранилища организациями;

-правила эксплуатации водохранилищ согласовываются с за­интересован-ными органами исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченными органами в области охраны окружа­ющей природной среды, государственными органами санитарно-эпи­демиологического надзора, другими заинтересованными органами управления, проходят государственную экологическую экспертизу и утверждаются в установленном порядке;

-эксплуатация водохранилищ, по которым ранее были утверж­дены правила их эксплуатации, осуществляется в соответствии с этими правилами, если они не противоречат законодательству РФ.

На Министерство природных ресурсов РФ возлагается:

-утверждение и переутверждение при необходимости правил эксплуатации водохранилищ независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

-осуществление технической инвентаризации и паспортизации водохранилищ и гидротехнических сооружений на них;

-контроль за соблюдением правил эксплуатации водохранилищ.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды осуществляет государственный монито­ринг эксплуатируемых водохранилищ комплексного назначения.

Министерство природных ресурсов РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и организациями, де­ятельность которых влияет на экологическое состояние водохрани­лищ, обеспечивает в установленном порядке разработку и осуществ­ление по согласованию с территориальными органами по охране окружающей среды (МПР, Ростезнадзор, Роспотребнадзор, МЧС), Министер­ства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральной службой лес­ного хозяйства, органами государственного санитарно-эпидемиоло­гического надзора и другими заинтересованными организациями противоэрозионные, лесохозяйственные и другие мероприятия по предупреждению водной эрозии почв, загрязнения, засорения, за­иливания и истощения водохранилищ, поддержанию благоприятно­го водного режима и качества воды, улучшению условий водополь­зования населения, среды обитания животных и растений.

Поддержание в надлежащем техническом и санитарном состоя­нии водохранилищ, предоставленных в особое пользование, осуще­ствляется организациями, в пользовании которых они находятся.

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооруже­ний» регулирует отношения, возникающие при осуществлении дея­тельности по обеспечению безопасности при проектировании, стро­ительстве, вводе в эксплуатацию, восстановлении, консервирова­нии и ликвидации гидротехни-ческих сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидро­технических сооружений и эксплуатирующих организаций по обес­печению безопасности гидротехнических сооружений.

Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. С 1999 г. вступила в действие «Инструкция о введении Российс­кого регистра гидротехнических сооружений». Цель и задачи регистра:

-государственная регистрация и учет гидротехнических со­оружений различного назначения, независимо от форм собственнос­ти и ведомственной принадлежности;

-сбор, обработка, хранение и распространение информации о качественных и количественных показателях состояния гидротехни­ческих сооружений, условий их эксплуатации и соответствия их по­казателей и условий критериям безопасности гидротехнических со­оружений;

-создание информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехничес­ких сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций, информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

Общие требования по безопасности гидротехнических сооружений:

-соблюдение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

-составление декларации безопасности - документа, в котором определяются меры по обеспечению безопасности с учетом класса гидротехнического сооружения;

-разрешительный порядок осуществления проектирования, стро­ительства и эксплуатации;

-непрерывность эксплуатации;

-установление критериев безопасности, оснащение техническими средствами постоянного контроля за состоянием гидротехни­ческих сооружений, достаточная квалификация обслуживающего пер­сонала;

-своевременное проведение комплекса мероприятий, максимально уменьшающих риск возникновения чрезвычайных ситуации;

-ответственность за действия (бездействие), в результате кото­рых безопасность гидротехнических сооружений опускается ниже допустимого уровня.

Надзор и контроль в этой области эксплуатации возложен на органы государственного надзора за безопасностью гидротехни­ческих сооружений. Для контроля отдельных объектов могут формироваться инспек­ционные комиссии.

Постановлением правительства РФ утверждено «Положение о декла­рировании безопасности гидротехнических сооружений» (1998 г.), согласно которому декларирование безопасности гидротехнических сооруже­ний, которые могут привести к возникновению чрезвычай­ной ситуации, является обязательным при проектировании, строи­тельстве, вводе в эксплуатацию, а также после реконструкции, ка­питального ремонта, восстановления или консервирования.

Декларация безопасности является основным документом, обес­печивающим безопасность гидротехнических сооружений, их соот­ветствие критериям безопасности, проекту, действующим техничес­ким нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по безопасной эксплуата­ции.

Декларация безопасности представляется декларантом в феде­ральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидро­технических сооружений.

Требования по составлению декларации безопасности:

-полнота и достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности;

-всестороннее и полное выявление опасности и разработка сце­нариев возможных аварий и повреждений;

-обоснованность применяемых методов анализа, достаточность выполненных оценок риска и уровня безопасности гидротехничес­кого сооружения с учетом класса;

-полнота учета всех факторов, влияющих на результаты оцен­ки безопасности;

-эффективность и достаточность реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, соответствия содержания Декларации безопасности законодательным и другим нормативным правовым актам, правилам и нормам.

Составление декларации безопасности эксплуатирующихся и стро­ящихся гидротехнических сооружений предшествует обследованию гидротехнических сооружений, которое организуется их собствен­никами или эксплуатирующей организацией, с обязательным учас­тием органов надзора. В случае, когда после проведения обследования возникла аварийная (предаварийная) ситуация или имели место опас­ные отклонения фактических показателей состояния и условий экс­плуатации гидротехнических сооружений от установленных крите­риев безопасности, обследование гидротехнических сооружений дол­жно быть проведено повторно.

Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указан­ных в декларации безопасности, в части:

-выявления степени опасности гидротехнических сооружений;

-достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопас­ности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер нор­мам и правилам.

Государственная экспертиза декларации государственной безо­пасности (срок проведения 3 месяцев со дня оплаты декларан­том счета по проведению экспертизы) проводится экспертными центрами, определенными орга­нами надзора во взаимодействии с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий. Формируются экспертные комиссии, к учас­тию в работе которых привлекаются научно-исследовательские и проектные организации.

Орган надзора устанавливает квалифицированные требования к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий, опреде­ляет порядок формирования и регламента работы экспертных ко­миссий, организует обучение экспертных комиссий и обмен опытом работы.

Экспертный центр в установленный срок направляет заключе­ние экспертной комиссии в орган надзора. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспер­тизы декларации безопасности после утверждения органом надзора.

Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, явля­ется основанием для внесения гидротехнических сооружений в Рос­сийский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим орга­ном разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервирование и ликвидацию гидротехнических сооружений. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности.

Орган надзора формирует и ведет базу данных декларации безо­пасности, контролирует сроки представления декларации безопас­ности.

Для водохранилища заполняется паспорт объекта строительства (приложение А) с указанием проведения экологической экспертизы, введены водоохранные зоны (приложение Б).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: