ТЕМА 1.1. Международные организации в области обеспечения безопасности мореплавания

Обеспечения безопасности мореплавания.

Раздел 1. Международные и национальные организации в области

Литература: В.Г. Алексишин, Л.А. Козырь, Т, Р. Короткий. «Международные и национальные стандарты безопасности мореплавания».

1. Международная морская организация, ИМО. (Ст. 7-12)

Международная морская организация, ИМО (International maritime organization, IMO)– специализированное учреждение Организации Объединенных Наций. Учреждена в 1948 г. (до 1982 г. - Межправительственная морская консультативная организация ИМКО). Основным направлением деятельности является обеспечение механизма межправительственного сотрудничества в решении вопросов торгового мореплавания: обеспечение безопасности на море, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним; упрощения формальностей; оказание технической помощи. Членами ИМО являются более 150 государств. Украина в составе ИМО с 1994 года.

Целями ИМО являются:

- обеспечение механизма для сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и мероприятий по техническим вопросам, затрагивающим международное торговое судоходство: поощрение и содействие принятию всеми странами практически возможных норм в вопросах безопасности на море, предотвращения загрязнения с судов морской среды и борьбы с ним, рассмотрение правовых вопросов;

- поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений со стороны правительств, затрагивающих международное торговое судоходство. Содействие и поощрение в целях безопасности и развития национального судоходства;

- обеспечение рассмотрения Организацией вопросов, касающихся несправедливых ограничений со стороны судоходных компаний;

- обеспечение рассмотрения Организацией вопросов судоходства и воздействия судоходства на морскую среду, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением ООН;

- обеспечение обмена информацией между правительствами по вопросам, находящимся на рассмотрении Организации.

Международная морская организация ИМО – международная, межправительственная Организация, ответственная за внедрение различных международных конвенций и создания стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения.

ИМО состоит из Генеральной ассамблеи, Совета, Секретариата и комитетов.

Генеральная ассамблея является высшим органом ИМО, очередные сессии которой созываются один раз в два года. Генеральная ассамблея ИМО определяет политику и формы деятельности Организации, вопросы членства, связей с другими международными организациями, рассматривает и утверждает основные документы, подготовленные комитетами и Секретариатом, одобряет бюджет ИМО.

Совет является исполнительным органом ИМО и выполнят рабочие функции Организации, координирует работу комитетов.

Секретариат ИМО выполняет поручения Генеральной Ассамблеи, Совета и Комитетов ИМО, обеспечивает подготовку и ведение всей документации Организации, осуществляет сбор, обработку и рассылку материалов, определяет повестку дня всех органов Организации и конференций ИМО.

Комитеты ИМО - обеспечивающие реализацию целей Организации в конкретных сферах: - безопасности мореплавания (КБМ); - техническому сотрудничеству (ТСС);

- защите морской среды (МЕРС); - упрощению формальностей;

- юридический Комитет.

Подкомитеты ИМО - обеспечивающие реализацию целей Организации:

- перевозки жидких грузов; - радиосвязи, поиску и спасению;

- проектированию и конструкции судов; - противопожарной защите;

- выполнению требований государствами флага; - безопасности судоходства;

- опасным грузам, твердым навалочным грузам и контейнерам;

- остойчивости, грузовой марке и по безопасности рыболовных судов;

- стандартам подготовки моряков и несения вахты;

- формализация безопасности мореплавания и др.

Обеспечение безопасности мореплавания – важнейшая цель ИМО. Этой цели подчинена деятельность всех рабочих органов и подразделений организации. Она реализуется путем подготовки проектов международных соглашение; разработки и утверждения рекомендаций, кодексов, стандартов и руководств; изучением проблемы безопасности мореплавания и передачи результатов исследований заинтересованным государствам.

В работе ИМО и в подготовке конвенций активно принимают участие международные организации: Международная организация труда, Международная Конвенция ООН по торговле и развитию, Конвенция ООН по охране окружающей среды, Всемирная организация здравоохранения, Международная палата судоходства, Международная федерация судовладельцев, Международная организация по стандартизации, Международная торговая палата.

ИМО принимала участие в разработке 35 международных конвенций.

Состояние ратификации основных международных конвенций, посвященных безопасности мореплавания, охватывает 98 % тоннажа мирового флота.

2. Всемирная служба навигационных предупреждений. (Ст.12-13)

Всемирная служба навигационных предупреждений, ВСНП (World Wide Navigational Warning Service, WWNWS) – международная служба, созданная для координации передачи по радио навигационной информации с целью обеспечения безопасности мореплавания.

Служба предусматривает разделение Мирового океана на 16 географических морских районов, в каждом из которых выделяется государство (районный координатор), осуществляющее сбор, анализ и передачу по радио навигационной информации в виде предупреждений HABAPEA. Предупреждений HABAPEA несут информацию для каждого района отдельно и передаются в строго установленное время с повторением несколько раз или по запросу. Режимы передачи: радиотелефония, радио телекс, факсимиле.

Прибрежные предупреждения, распространяемые национальным координатором, покрывают расстояние до 200 миль от берега и содержат информацию, которая достаточна для моряков при входе в данный подрайон или регион. Их передают на английском языке и на национальном языке.

3. Международная организация морской спутниковой связи. (Ст.14-16)

Международная организация морской спутниковой связи, ИНМАРСАТ (International maritime satellite organization, INMARSAT) - международная организация, деятельность которой направлена на обеспечение надежной связью субъектов международного судоходства.

Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи и Эксплуатационного соглашения о Международной организации морской спутниковой связи была создана в 1976 г., вступила в силу с 1979 г. Украина участник конвенции.

Цель ИНМАРСАТ является обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи, в интересах оповещения о бедствии и обеспечении охраны человеческой жизни на море.

Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, береговые станции, судовые станции и систему контроля – терминалы спутниковой связи устанавливаемых на судах.

Спутниковая система связи предоставляет пользователям круглосуточный доступ к средствам связи, широко автоматизированную связь, простоту использования связи в направление берег-судно, высококачественную связь вне зависимости от погодных условий.

ИНМАРСАТ состоит из Ассамблеи, Совета, Директората. Ассамблея является высшим органом ИНМАРСАТ, очередные сессии созываются один раз в два года.

Ассамблея, по рекомендации Совета выдает разрешение на создание дополнительных возможностей космического сегмента с целью обеспечения служб радио определения места, оповещения о бедствиях и безопасности судоходства.

4. Международная организация по стандартизации. (Ст. 16-17).

Международная организация по стандартизации, ИСО (International organization for standardization, ISO)- Международная межправительственная организация, целью которой является содействия развитию стандартизации и связанной с ней деятельностью в международном масштабе. Организация учреждена в 1946 г.

Организация объединят национальные организации по вопросам стандартизации.

Украину в организации представляет Госстандарт Украины с 1993 г.

Совет ИСО организует и координирует работу технических комитетов по разработке и внедрению в мировую практику международных стандартов.

В состав Совета ИСО действуют комитеты: исполнительный, по планированию, по принципам стандартизации, по оказанию помощи развивающимся странам, по сертификации, по защите потребителей, по научно-технической информации, по справочным материалам.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации разработала и издала международные стандарты качества ИСОсерии 9000 (9000-9004) – «Управление качеством и обеспечения качества».

С 2006 разработан в Украине стандарт ИСО –9005-9006 (проект)

В морской индустрии стандарты «Управления качеством и обеспечения качества» применяются:

1. Стандарт ИСО 9001 применяется к классификационным обществам, судостроительным верфям и заводам.

2. Стандарт ИСО 9002 применяется судовладельческим компаниям.

Наличие в любой компании сертификата ИСО 9002 повышает ее авторитет на рынке услуг международного морского судоходства.

5. Международная палата судоходства. (Ст. 18-21).

Международная палата судоходства, МПС (International Chamber of Shipping, ICS) - международная неправительственная организация.

Организация призвана выражать и защищать интересы судовладельцев и лоцманов различных стран на национальном и международном уровнях, стимулировать развитие торгового судоходства. Организация учреждена в 1948 г.

Международная палата судоходства разрабатывает вопросы судоходной политики, безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения морской среды, унификации международного морского права и т.д.

Палата работает над составлением Правил и Руководства по предотвращению загрязнения моря и по обеспечению безопасности судов.

Палата сотрудничает с ИМО (разработка Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, Правил перевозки различных грузов и др.).

Международная палата судоходства разрабатывает:

правила безопасного плавания судов, осуществление погрузочно-разгрузочных работ в портах, лоцманская проводка в проливе Ла-Манш и южной части Северного моря.

Международная палата судоходства издала:

«Руководство по процедурам на судовом мостике»;

«Правила прохода судов через Дуврский пролив (со схемой раздельного движения судов и процедурой предупреждения)». Дувр порт в Великобритании у пролива Па-де-Кале, связан паромом с Дюнкерком (Франция). Порты: Дувр, Кале, Дюнкерк. Длина 36 км ширина 29 км. Глубина 64 м.

«Правил прохода судов через Малаккский пролив», которые были одобрены ИМО;

. международная Палата подготовила ряд докладов по итогам исследования причин взрывов на танкерах, авар ий при промывке танков и издала брошюры:

«Безопасность на нефтяных танкерах» - руководство для экипажа;

«Руководство по безопасности для танкеров, перевозящих химические грузы» (в трех томах); «Руководство по безопасности для газовозов»;

«Руководство по обеспечению безопасного судовождения»;

рекомендации «Электротехнические помехи и инертный газ» - правила заполнения грузовых танков инертным газом для обеспечения безопасной перевозки нефтепродуктов морем.

Высший орган Международной палаты судоходства – Общее собрание. Состав палаты: общее ежегодное собрание, Исполнительный комитет, Секретариат.

Комитеты Палаты:

- морскому праву – ответственность за загрязнения моря, регулирования перевозок по чартерам и коносаментам;

- страхованию - обеспечение интересов судовладельцев от различных рисков;

- коммерческой документации и процедуре;

- разработка проформ новых и совершенствование действующих документов, стандартизация и упрощение международных торговых документов и процедур, включая таможенные процедур.

Морской Комитет состоит из подкомитетов: танкерного, контейнерных перевозок, радиосвязи и радионавигации, по загрязнения моря.

6. Международная федерация ассоциации морских капитанов. (Ст. 21-23).

Международная федерация ассоциации морских капитанов, МЕФАК (International federation of shipmaster Association, IFSMA) – профессиональная, некоммерческая, неправительственная организация для защиты интересов капитанов и других лиц командного состава перед судовладельцем и обеспечения их интересов в международных организациях. Организация учреждена в 1974 г.

Цель Федерации является установление профессиональных контрактов между капитанами в мировом масштабе, оказание помощи ИМО в повышении безопасности мореплавания, участие в разработке международных стандартов для командного состава морских судов, сотрудничество с международными организациями, занимающихся вопросами безопасности мореплавания и хозяйственного использования морей и океанов.

Органы Федерации: Генеральная ассамблея, Исполнительный совет, вспомогательные (рабочие) органы. Исполнительный совет ежегодно созывает высший орган – Генеральную ассамблею для обсуждения годовых отчетов Совета и вспомогательных органов, одобрения шкалы взносов, принятие новых членов. Генеральная ассамблея избирается на четыре года.

Исполнительный Совет руководит деятельностью Федерации между сессиями Ассамблеи, осуществляет контроль деятельности Федерации и назначает представителей для участия в работе международных организаций и конференций по проблемам судовождения и подготовки кадров судоводителей. Руководителем Исполнительного совета является Президент МЕФАК.

Рекомендации Федерации были использованы в подготовке Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95 гг., при подготовке Рекомендаций по организации поиска и спасения терпящих бедствие воздушных и морских судов.

МЕФАК принимала участие в подготовке документов по безопасности двухкорпусных танкеров (1991 г.), о необходимой информации на мостике судна; подготовке Кодекса безопасной эксплуатации балкеров и судов типа «Ро-Ро»; противопожарной безопасности судов; издании ИНМАРСАТ; Европейской ассоциации морских лоцманов.

7. Институт мореплавания. (Ст.23-24).

Институт мореплавания (The Nautical Institute, NI) – организация международная профессиональная, объединяющая моряков-судоводителей.

В Украине такой филиал действует на базе Одесской национальной морской академии.

Деятельность института мореплавания направлена на совершенствование знаний для повышения компетентности моряков, касающихся аспектов безопасности мореплавания.

ОНМА издала пособие: «Управление командой на навигационном мостике» (Bridge Team Management). Выпускает ежемесячный журнал «Seaways» на английском языке.

ЛЕКЦИЯ 2

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: