Роль морального фактора в современной войне

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

____________________________________________________________________________

 

Военная кафедра

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник военной кафедры

полковник

= В. Трусов =

«____»______________ 2012 г.

Л Е К Ц И Я

По дисциплине «Общественно-государственная подготовка»

по ВУС – 021000

«Боевое применение мотострелковых соединений, воинских частей и подразделений»

Т Е М А № 9: «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №___ от «___» _____ 2012 г.

Г. Санкт-Петербург

2012 г.

 

 

С о д е р ж а н и е

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Роль морального фактора в современной войне.

2. Цели и задачи морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

Заключение.

Л и т е р а т у р а:

 

1. «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации»: Приказ министра обороны Российской Федерации от 13 апреля 1996 г.

2. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»: Приказ министра обороны Российской Федерации №235отЗ июля 1995г.

3. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил РФ»: Приказ министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г.

4. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.Д., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. 4.1,2.-М.,1997.

5. Арзамаскин Ю.Н., Караяни А.Г., Ососков В.П. МПО подготовки и ведения боевых действий. - М.: В А РВСН, 1999.

6. Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: ВАГШ, 2001.

7. Наставление по обеспечению военных действий Вооруженных Сил Российской Федерации - Морально-психологическое обеспечение (проект): Директива ГУВР ВС РФ от 1 ноября 2000 г.

 

Учебно-материальное обеспечение

1. Наглядные пособия: плакаты, слайды

 

2. Технические средства обучения: проектор, экран

 

Методические указания

 

Данная лекция проводится методом устного изложения материала с одновременным показом слайдов и фрагментов учебных видеофильмов.

 

Во введении внимание студентов обращается на тесную связь и зависимость хода и исхода боевых действий и войны в целом от морально-психологического состояния войск противоборствующих сторон, от организации и действенности их морально-психологического обеспечения.

При изложении первого учебного вопроса основное внимание необходимо уделить изучению роли морального фактора в войне, причинам повышения его роли в современных условиях, рассмотреть структуру духовных сил военнослужащих, как объекта воздействия мероприятий морально-психологического обеспечения..

 

При изложении второго учебного вопроса необходимо рассмотреть цели, содержание и задачи морально-психологического обеспечения войск, а также особенности проведения мероприятий МПО при различных условиях обстановки, состояния своих войск и стоящих перед ними задач.

 

Подводя итог занятия, после заключительной части напомнить тему и цели занятия и дать задание на самостоятельную подготовку.

 

Текст лекции

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В войнах будущего, по мнению военных теоретиков и аналитиков, появляется возможность посредством морально-психологического воздействия полностью парализовать войска противника, вследствие чего иногда вовсе не будет необходимости в прямом столкновении. Более того, это вывод в значительной степени подтверждается опытом не только крупномасштабных войн, но локальных конфликтов второй половины ХХ века.

Это обстоятельство позволяет констатировать, что в мире появился новый вид ведения боевых действий, а именно - информационно-психологическое противоборство. Появилось новое не смертельное, психологическое оружие, которое используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы.

 

Психологическое оружие - это оружие с минимальными потерями. В настоящее время оно рассматривается военными специалистами ведущих стран мира, как самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия современных и будущих войны.

 

В этих условиях, очевидно, что от того, насколько готовы войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

 

Современные тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносных (информационного и психологического характера), обусловили резкое возрастание зависимости хода и исхода войны от соотношения морально-психологических сил противоборствующих сторон.

 

В связи с этим в современных условиях совершенно по-иному ставится проблема морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) в различных условиях обстановки как в ходе повседневной деятельности войск, так и при решении различных боевых задач.

 

 

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1

РОЛЬ МОРАЛЬНОГО ФАКТОРА В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ

 

Война – это чрезвычайно сложное и многогранное общественно-политическое явление, связанное со сменой отношений между государствами и переходом к применению средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических и других целей.

Основу содержания войны составляет вооруженная борьба, главным и решающим средством ведения которой являются вооруженные силы противоборствующих государств. Противоборство сторон не ограничивается только вооруженной борьбой, оно включает также дипломатическую, идеологическую, экономическую, психологическую и другие виды борьбы.

Исторический опыт человечества, анализ многочисленных войн и вооруженных конфликтов, начиная с доисторических времен и до наших дней, позволяют сделать вывод о том, что для победы в войне количественные показатели - численность вооружения и личного состава - имеют хотя и важное, но далеко не первостепенное значение.

 

Война является всесторонним испытанием всех материальных и духовных сил и возможностей государства, его вооруженных сил и народов в целом, е е ход и исход в значительной степени зависят от морально-психологического состояния войск противоборствующих сторон.

 

Еще современники Ганнибала, Цезаря, Александра Македонского, Чингисхана, исследователи их деятельности более позднего времени считали, что их победы являлись, прежде всего, следствием правильного понимания и использования этими выдающимися полководцами нравственных явлений.

 

Исключительно умело использовал психологические факторы Тэму-чин-Чингисхан. При подготовке и проведении своих кампаний он использовал широко развитую агентурную сеть, посылал впереди войска многочисленных лазутчиков, которые распространяли слухи о неисчислимости, мощи и жестокости монгольских воинов. Часто распространяемые ими слухи и паника приводили к полной деморализации противника задолго до начала наше ствия; крепости, города и страны лишенные воли к борьбе сдавались без сопротивления.

 

В знаменитых сражениях при Каннах, Фарсале, Фермопилах малочисленные армии побеждали численно превосходящего противника. Многочисленные исследователи этих сражений делали вывод о том, что именно умелое использование морально-психологического фактора определяло в них успешный исход военных действий для формально более слабой стороны.

 

Особый вклад в решение проблем морально-психологической подготовки воинов внес великий русский полководец А.В.Суворов, сумевший подготовить и воспитать своих непобедимых "чудо-богатырей". Его система воспитания базировалась на правильном для своего времени понимании главного фактора войны – человека: Солдат - не "простой механизм, артикулом предусмотренный", а человек. С солдатом без головы, говорил полководец, никакой баталии выиграть нельзя.

Важнейшей задачей в воспитании подчиненных А. В. Суворов считал формирование у них таких качеств, как смелость, мужество, бодрость и надежность в бою. Исключительное значение он уделял подготовке солдат к действиям в экстремальных ситуациях боя.

 

Суворовские заветы нашли продолжателя в лице М.И. Кутузова. Прошедшие под руководством фельдмаршала М. И. Кутузова через горнило войны 1812 года офицеры вынесли мысль о решающем значении моральной силы в победе над врагом.

 

Важный вклад в повышение роли морально-психологического фактора в войне внес адмирал П. С. Нахимов, который особенно ценил силу личного примера командира, как действенного средства воспитания.

Знаменитый флотоводец полагал, что из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший.

 

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так характеризовал роль и значение морально-психологического фактора в достижении победы: «Никто не может провести четкую грань между ролью собственно оружия, военной техники и значением морального духа войск. Однако бесспорно, что при прочих равных условиях битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой».

 

В современных условиях возрастание роли человеческого фактора и связанных с этим морально-психологических аспектов вооруженной борьбы придают еще большее значение морально-психологическому облику личного состава Вооруженных Сил, а, следовательно, и заботе о нем со стороны военно-политического руководства государства.

 

В начале XXI века в мире сложилась ситуация, когда роль морального фактора в противоборстве сторон приобретает все большее значение, что обусловлено:

в политической области – переходом от двухполярного мира к многополярному соотношению военно-политических сил на планете при отказе от официального провозглашения противников в ареале промышленно развитых стран;

в экономической области - с одной стороны, снижением реальных возможностей ВПК ряда государств с сохранением их потенциала во многих областях передовых технологий, с другой – сохранением у них возможностей ускоренного использования в военных целях научно-технических прорывов в различных областях;

в военной области - создание новых типов оружия, в том числе основанных на новейших физических и психологических принципах, а также развитие нетрадиционных форм и способов вооруженной борьбы, особенно информационно-психологических.

 

Учитывая вышеперечисленные факторы, военно-политическое руководство Вооруженными Силами Российской Федерации в 1992 году приняло решение о формировании самостоятельного вида обеспечения деятельности войск (сил) - морально-психологическое обеспечение.

 

Морально-психологическое обеспечение своим объектом воздействия имеет духовные силы военнослужащего.

 

Под духовными силами военнослужащих понимается активное, целенаправленное проявление их сознания, чувств, воли, выражающихся в способности в любых условиях до конца выполнить свой воинский долг, перенести крайне тяжелые испытания современной войны и не утратить волю к победе.

Эффективность проявления духовных сил, их действенность определяются характером господствующего политического, идеологического и экономического строя государства, а также его социально-политической системы.

 

Духовные силы представляют собой диалектическое единство объективного и субъективного.

Объективную сторону определяют природа государственной политики и общественного строя, потребности их развития. Они объективны в том смысле, что проявляются в реальных поступках, поведении, делах военнослужащих.

Субъективная сторона духовных сил определяется тем, что способность военнослужащего до конца выполнить свой воинский долг преломляется через его сознание.

Рассмотрим содержание и структуру духовных сил, которые состоят из двух взаимосвязанных групп элементов -??? политико???-идеологических и???политико???-психологических.

 

Политико-идеологические элементы определяют основное содержание и направленность духовных сил военнослужащих. В них наиболее ярко выражены осознанные государственные интересы, цели, задачи, решаемые в войне, взгляды на сущность, содержание и характер деятельности войск, а также понятия преданности своему народу, Отечеству.

 

Усвоение идей государственной политики позволяет обращать в стройную систему взгляды военнослужащих на мир, формировать их самосознание, убежденность, определять свое место в сложных политических и общественных отношениях, видеть смысл и цели своей деятельности, т.е. государственная политическая идеология, осознанная и усвоенная военнослужащими, составляет основное содержание их духовных сил, определяет крепость их духа.

 

Политико-идеологические элементы проявляются в различных формах, среди которых особое место занимает моральная группа.

Такие категории воинской этики, как воинский долг; непреклонная уверенность в победе; мужество; готовность к самопожертвованию характеризуют важнейшие стороны и черты духовного потенциала войск.

 

В группу политико-идеологических элементов включается такая составляющая, как военно-технические (военно-специальные) знания, с помощью которых моральные качества личного состава реализуются в действительности.

Прочные военно-профессиональные знания и навыки в значительной степени обеспечивают атмосферу уверенности военнослужащих в своих силах, способствуют решительным, умелым и обоснованным действиям, обусловливают гибкость, масштабность и смелость их мышления.

 

Содержание политико-психологических элементов составляет комплекс жизненных представлений и впечатлений, эмоций, воли, реакций на различные раздражители и переживания, возникающие у военнослужащих в процессе их воинской деятельности и оказывающих сильное воздействие на их моральный дух.

Особенно велико воздействие этих элементов в обстановке, связанной с неимоверно сложными и опасными для жизни условиями и, как следствие, с огромным морально-психологическим напряжением, которое испытывает индивид в процессе воинской деятельности.

 

По оценке американских военных теоретиков, в современных вооруженных конфликтах боевые психические травмы составят: с применением обычных видов оружия - 20%; с применением оружия массового поражения в течение первых 30 суток - 25-35%, в дальнейшем боевые психические травмы превысят санитарные потери.

 

Исследования отечественных ученых показали, что в условиях повседневной деятельности войск у 4-6% личного состава наблюдаются психические нарушения; при выполнении задач учебно-боевой деятельности - от 15 до 20%; при ведении боя - от 30 до 86 %, в зависимости от интенсивности, количества раненых и убитых.

 

Эти теоретические выводы подтверждаются анализом реальных боевых действий в современных условиях. Так, около 9% военнослужащих многонациональных сил, принимав­ших участие в 1991 году в войне с Ираком, страдают боевыми психическими травмами той или иной степени тяжести; у 34% имеются менее значительные психические отклонения, связанные с несением службы в районе конфликта.

 

Политико-психологические элементы духовных сил включают в себя и такие составляющие, как боевые традиции, патриотические чувства, армейские привычки и т.п.

 

Особенностями политико-психологических элементов являются:

- формирование их в процессе непосредственной активности военнослужащих на основе их практического взаимодействия между собой и с органами управления;

- отражение ими политических событий и процессов носит в основном поверхностный характер;

- доминирующая роль в них играют чувственные и эмоциональные элементы сознания;

- отражение в них преимущественно не перспективных, а насущных интересов индивида, его повседневных нужд;

- влияние на них различных идеологий и их противоборства;

- способность их быстро изменяться и чутко реагировать на изменения политических условий.

 

Все элементы духовных сил взаимосвязаны и выступают в диалектическом единстве. Отсутствие или слабость одного из них неизбежно скажется на уровне морально-психологической стойкости войск. Даже сильная воля, не освещенная высокими идеалами, может стать фальшивой драгоценностью, ибо безыдейная воля слепа, фанатична.

 

Военно-технические и естественнонаучные знания, заложенные в духовных силах, повышая уверенность воинов в себе, способны блокировать, ослаблять некоторые отрицательные психологические проявления и, наоборот, усиливать положительные.

 

Необходимо иметь в виду, что духовные силы воинов формируются не только в результате целенаправленного обучения и воспитания их в воинских коллективах - на их развитие также оказывают влияние социально-политический строй государства, существующие традиции, обычаи и т.п.

 

Формирование, развитие и использование духовных сил военнослужащих, которые реализуются в морально-психологическом факторе, является важнейшей обязанностью командиров всех степеней и основой повышения эффективности действий подразделений, частей и соединений при решении боевых задач.

 

С военно-политической точки зрения, морально-психологический потенциал означает способность нации выдержать в течение войны величайшее напряжение, трудности, потери, бедствия, даже поражения, не утратив при этом воли к победе (например, как это было в 1812 году после сдачи францу­зам Москвы).

Свое высшее выражение воля к победе находит в активном стремлении народа победить во что бы то ни стало, в готовности ради этого развить максимальную энергию, принести любые жертвы, проявить мужество, стойкость и героизм.

Однако сам по себе морально-психологический потенциал - это лишь возможности, таящиеся в духовных силах нации. Для претворения этих возможностей в жизнь требуется их мобилизовать и умело использовать, что и является одной из главных задач системы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

 

Морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач в ходе боевых действий, в правильности проводимой военно-политическим руководством государства политики, что позволяет осознанно решать боевые задачи, действовать в соответствии с требованиями Конституции страны, федеральных и иных законов, Военной присяги и воинских уставов, приказов командиров и начальников.

Морально-психологическое состояние является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов (формирование глобального информационного пространства; экономиче­ская экспансия против Российской Федерации; создание надгосударственных транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп; разработка перспективных видов вооружений «нелетального воздействия»; применение элементов, сил и средств психологической борьбы в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий и др.), обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава.

Основой морально-психологического состояния военнослужащих являются духовные ценности, доминирующие в государстве и обществе и воспринятые личностью.

 

Определяющая роль морально-психологического состояния личного состава на ход и исход боя (боевых действий) обусловливается тем, что:

- активизация человеческого фактора всегда позволяла в максимальной степени реализовать преимущества, заключенные в новом оружии и боевой технике;

Известно, что крупные изобретения в области оружия способны повысить боевые возможности в 10-100 раз. Однако продвинуться к новому качеству боевой техники и способов ее применения лишь на основе достижений научно-технического прогресса, без совершенствования самого военнослужащего невозможно.

- как показывает опыт крупных сражений и битв, при равных материальных условиях подготовки армий, одинаковом уровне их вооружения и техники, незначительной разнице стратегии и тактики применения войск побеждают те армии, где воины лучше психологически подготовлены к тяготам и лишениям войны, где тверже и сильнее их моральный дух.

- история войн знает немало примеров, когда превосходящий в силе и боевой технике противник терпел поражения только потому, что уступал другой стороне в мощи морально-психологического фактора.

 

 

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2





Подборка статей по вашей теме: