Централизация власти

Московский князь как верховный собственник всей земли в княжестве обладал высшей судебной и административной властью. При князе существовала Боярская дума, в состав которой входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Большую роль играл московский тысяцкий — глава городского ополчения.

Иван III после присоединения Твери получил почетный титул "Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель". Князья в присоединенных землях становились боярами московского

государя ("обояривание князей"). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также "боярами- кормленщиками ", так как за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках.

Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

Боярская дума. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о "делах земли".

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

Территория страны делилась на уезды, которые в основном совпадали с удельным территориальным делением. Уезды в свою очередь делились на волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его

появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог — дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.

Судебник Ивана III.

С целью введения единообразия в судебно-административную систему в 1497 г. был составлен и принят общерусский Судебник. В нем устанавливались единые нормы уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы для всей страны. В интересах феодалов-землевладельцев Судебник ограничил право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню (26 ноября). Условием перехода была уплата " пожилого " — компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум. В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами. На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства.

Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами — по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Экономическое развитие:

Основной формой феодального землевладения была вотчина. Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях - условного, служилого или поместного. Дворяне (помещики), составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. Срок службы устанавливался договором.

Впервые термин помещик встречается в Судебнике Ивана III.

 

С середины XIV в. значительный рост монастырского землевладения. Монголы, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви — десятина — выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

В XIV в. появился новый термин – «крестьяне». Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

Культура

Летописание. Московские князья стремились превратить Москву не только в политический, но и культурный центр Руси. Уже при Иване Калите в Москве возобновляется каменное строительство, и основанный этим князем в Кремле Спасский монастырь становится центром летописания и книжности. Летопись продолжала и в XIV в. быть ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобретает общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы в объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе. Куликовской битве были посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний, "Сказание о Мамаевом побоище" и поэма "Задонщина", написанная по образцу "Слова о полку Игореве".

Архитектура

В XIV-XV вв. формируется московскаяархитектурная школа. Московский Кремль при Дмитрии Донском был окружен первой в Северо-Восточной Руси белокаменной крепостью. Ранняя московская архитектура вобрала в себя лучшие традиции владимирского и северо-западного (прежде всего, псковского) зодчества. Уникальными памятниками этой архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения на Городке в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей.

Значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказала перестройка Московского Кремля при Иване III. В этой работе принимали участие, как русские зодчие, так и архитекторы, приглашенные из Италии. В 1479 г. архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство главного храма Российского государства — Успенского собора в Кремле. Образцом для этого храма послужил Успенский собор во Владимире, что должно было подчеркивать идею преемственности власти великих владимирских и великих московских князей. При участии итальянских зодчих были построены Архангельский собор и храм Иоанна Лествичника, Грановитая палата, дворец великого князя (не сохранился) и кремлевские стены и башни. Новый Кремль воплощал идею могущества и силы молодого Российского государства.

Живопись

Конец XV — начало XVI вв. — время расцвета древнерусской живописи. В это время на Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый взлет русского искусства на рубеже XIV-XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим подъемом национального самосознания, связанного с Куликовской битвой.

Кисти Феофана Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Наиболее известными из произведений Андрея Рублева являются фрески Успенского собора во Владимире и икона " Троица", написанная в память Сергия Радонежского, для главного собора, основанного им монастыря. На рубеже XV-XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий. Со своими помощниками он расписывал Успенский собор Московского Кремля, монастырские храмы Пафнутьева-Боровского Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Из мастерской Дионисия происходят также житийные иконы, посвященные русским святым: митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому. Эти иконы содержат помимо изображения святого изображения отдельных эпизодов из его жития, размещенные в виде рамы, состоящей из ряда клейм — небольших изображений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: