Тема 10.
Программы развития психологии как научной дисциплины.
«Тогда <в конце XIX века> и появилось несколько теоретических планов построения психологии как самостоятельной опытной науки».
М.Г.Ярошевский, «История психологии».
Каждая из этих программ носила индивидуализи-рованный характер и принципиально отличалась от других. Они задавали не только вектор развития психологических исследований, но и фиксировали ближайшие и отдаленные цели разработок.
а) Программа «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте.
Вильгельм Вундт (1832 – 1920
Первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория: Лейпцигский университет, 1879 г.
1863 г. «Лекции о душе человека и животных» – программа построения двух ветвей психологии:
а) физиологическая (или экспериментальная, по основному методу получения знаний);
б) социальная (или культурно-историческая, основной метод – анализ продуктов человеческой деятельности).
а) Программа «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте.
|
|
Вильгельм Вундт (1832 – 1920
«Основы физиологической психологии» (1874)
1) Предметом психологии должны выступать только те процессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, по-этому, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания).
К таким явлениям Вундт относил: ощущения, представления, простейшие чувствования.
2) Предложил рассматривать в качестве предмета непосредственный опыт субъекта (т.е. непосредственно данные субъекту явления сознания).
3) Основным методом постижения непосредственного опыта предложил метод самонаблюдения или интроспекции.
4) Субъект и объект выступают в этом случае в неразрывном единстве, т.е. объект – это представляемый объект, реальный объект переработанный субъективным опытом.
- Вундт рассматривает два вида опыта:
- опосредованный, направленный на выявление связей между объективными явлениями (т.е. взятый в отвлечении от познающего субъекта и изучаемый естественными науками);
2. непосредственный, направленный на анализ взаимосвязей между представлениями об этих объективных явлениях в сознании субъекта (т.е. непосредственно соотнесенный с познающим субъектом и изучаемый эмпирической психологией).
Объектом психологии, при этом, признается сознание человека и представленный в нем непосредственный опыт отношения субъекта к представляемым объектам.
Основная проблема психологии: «Человек как он дан непосредственно себе самому».
|
|
II. Вундт совершенствует классический метод интроспекции, путем введения в него экспериментальных процедур из физиологии.
Единый опыт должен рассматриваться с двух сторон:
а) с точки зрения содержания;
б) с точки зрения способа восприятия этого содержания.
III. Представленные в сознании психические явления рассматриваются с точки зрения их динамических характеристик.
Психическое – это непрерывная череда сменяющих друг друга явлений, возникающих на основе ассоциативных (при пассивном сознании) или апперцептивных (при активном сознании) связей между ними.
• ассоциативные связи между отдельными элементами сознания образуют новое качество (в силу действия так называемого «закона творческого синтеза»);
• апперцептивные связи – проявляющиеся как активность субъекта в концентрации сознания на каком-то отдельном содержании воспринимаемого объекта – выступают в форме внимания.
IV. Вундт существенно ограничивает возможности эксперимента как метода познания психических явлений.
• Экспериментальному изучению доступны только первичные, элементарные психические факты (ощущения, представления, время реакции, простейшие ассоциации и чувствования).
• Для изучения высших психических функций предлагается использовать метод анализа продуктов деятельности человека (язык, мифы, обычаи и традиции, социальные устои, правовые законы, мораль и т.д.).
• «Психология народов» в 5 т. 1900 – 1920 гг.
• В 1881 году на базе Первой экспериментально-психологической лаборатории создается Институт экспериментальной психологии. Слушателями Института в разное время были: Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Кирщман, Э. Мейман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер, Э. Скрипчур, Ф. Энджелл, Ст. Холл, В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге;
• В. Вундт является основателем первого в мире собственно психологического журнала «Психологические исследования».
• б) Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе.