Вильгельм Вундт (1832 – 1920

Тема 10.

Программы развития психологии как научной дисциплины.

«Тогда <в конце XIX века> и появилось несколько теоретических планов построения психологии как самостоятельной опытной науки».

М.Г.Ярошевский, «История психологии».

Каждая из этих программ носила индивидуализи-рованный характер и принципиально отличалась от других. Они задавали не только вектор развития психологических исследований, но и фиксировали ближайшие и отдаленные цели разработок.

а) Программа «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920

Первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория: Лейпцигский университет, 1879 г.

1863 г. «Лекции о душе человека и животных» – программа построения двух ветвей психологии:

а) физиологическая (или экспериментальная, по основному методу получения знаний);

б) социальная (или культурно-историческая, основной метод – анализ продуктов человеческой деятельности).

а) Программа «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920

«Основы физиологической психологии» (1874)

1) Предметом психологии должны выступать только те процессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, по-этому, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания).

К таким явлениям Вундт относил: ощущения, представления, простейшие чувствования.

2) Предложил рассматривать в качестве предмета непосредственный опыт субъекта (т.е. непосредственно данные субъекту явления сознания).

3) Основным методом постижения непосредственного опыта предложил метод самонаблюдения или интроспекции.

4) Субъект и объект выступают в этом случае в неразрывном единстве, т.е. объект – это представляемый объект, реальный объект переработанный субъективным опытом.

  1. Вундт рассматривает два вида опыта:
    1. опосредованный, направленный на выявление связей между объективными явлениями (т.е. взятый в отвлечении от познающего субъекта и изучаемый естественными науками);

2. непосредственный, направленный на анализ взаимосвязей между представлениями об этих объективных явлениях в сознании субъекта (т.е. непосредственно соотнесенный с познающим субъектом и изучаемый эмпирической психологией).

Объектом психологии, при этом, признается сознание человека и представленный в нем непосредственный опыт отношения субъекта к представляемым объектам.

Основная проблема психологии: «Человек как он дан непосредственно себе самому».

II. Вундт совершенствует классический метод интроспекции, путем введения в него экспериментальных процедур из физиологии.

Единый опыт должен рассматриваться с двух сторон:

а) с точки зрения содержания;

б) с точки зрения способа восприятия этого содержания.

III. Представленные в сознании психические явления рассматриваются с точки зрения их динамических характеристик.

 

Психическое – это непрерывная череда сменяющих друг друга явлений, возникающих на основе ассоциативных (при пассивном сознании) или апперцептивных (при активном сознании) связей между ними.

ассоциативные связи между отдельными элементами сознания образуют новое качество (в силу действия так называемого «закона творческого синтеза»);

апперцептивные связи – проявляющиеся как активность субъекта в концентрации сознания на каком-то отдельном содержании воспринимаемого объекта – выступают в форме внимания.

IV. Вундт существенно ограничивает возможности эксперимента как метода познания психических явлений.

 

• Экспериментальному изучению доступны только первичные, элементарные психические факты (ощущения, представления, время реакции, простейшие ассоциации и чувствования).

• Для изучения высших психических функций предлагается использовать метод анализа продуктов деятельности человека (язык, мифы, обычаи и традиции, социальные устои, правовые законы, мораль и т.д.).

• «Психология народов» в 5 т. 1900 – 1920 гг.

• В 1881 году на базе Первой экспериментально-психологической лаборатории создается Институт экспериментальной психологии. Слушателями Института в разное время были: Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Кирщман, Э. Мейман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер, Э. Скрипчур, Ф. Энджелл, Ст. Холл, В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге;

• В. Вундт является основателем первого в мире собственно психологического журнала «Психологические исследования».

• б) Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: