Тема 6. Базовые понятия словообразования
1. Словообразование (деривация) как наука.
2. Диахронное и синхронное словообразование: понятие производности и мотивации
3. Система способов словообразования.
4. Номинатемный подход к системе способов словообразования.
Схема 1. Понятие о словообразовании
Схема 2. Объект словообразования
Словообразовательная пара -два однокоренных слова, связанных отношениями непосредственной производности или непосредственной мотивации: производящее – производное.
Схема 3 Мотивация и производность
Производность (диахронная мотивация) | Мотивация |
новый – нов-ик – нов-ич-ок | новый – новичок |
горячий – горяч-ный – горяч-н-ость | горячий – горяч-ность |
смотрити–смотри-тель | смотреть – смотр-итель |
СЪВѢДѢТИ - СЪВѢДѢТЕЛЬ | видеть – свидетель |
мечтать – мечтатель |
Схема 4. Понятие о мотивации
Схема 5. Мотивация и мотивированность
Схема 6. Диахронное и синхронное словообразование
Система способов словообразования
Способ словообразования:
(диахрония): при помощи какого словообразовательного средства было образовано новое слово -способ изменения производящего слова или словосочетания (его морфемного строения, звукового состава, лексического значения), в результате которого возникает (образуется) новая лексическая единица
(синхрония): при помощи какого средства (или каких средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение производного слова (определение актуальной мотивации производного слова).