Состав персонала любой организации неоднороден. Группировку персонала в соответствии с видами деятельности, выполняемыми функциями и категориями должностей отражает его статистическая структура.
В ее разрезе выделяется:
1) персонал основных видов деятельности;
2) персонал неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы).
По характеру трудовых функций персонал подразделяется на рабочих (основные и вспомогательные) и служащих.
Рабочие создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Основные рабочие заняты в технологических процессах, направленных на создание «профильного» для данной организации продукта. Вспомогательные работают во вспомогательных подразделениях — ремонтных, инструментальных, транспортных, складских.
Выделяют также рабочих механизированного и ручного труда.
Рабочие классифицируются также по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.
|
|
К рабочим относится и младший обслуживающий персонал, занятый оказанием услуг, не связанных с основной деятельностью. Это дворники, курьеры, водители.
Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и другие виды работ. Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Они объединяются в несколько подгрупп:
1. Руководители, осуществляющие функции управления. К руководителям относят также и заместителей главных специалистов, государственных инспекторов. В совокупности они образуют администрацию, в состав которой включают и отдельных лиц, не относящихся к руководству (сотрудников кадровых служб, юрисконсультов).
2. Специалисты — экономисты, социологи, психологи, инженерно-технические работники. Они заняты созданием и внедрением в производство новых знаний, а также подготовкой вариантов решения отдельных технических, хозяйственных и управленческих проблем, выбор и принятие которых входят в компетенцию руководителей. Различают специалистов высшей и средней квалификации. Первые осуществляют руководство производственно-техническими и творческими процессами; вторые являются исполнителями работ. Специалисты по должности могут быть главными, ведущими, старшими или иметь категорию, характеризуемую номером.
3. Другие работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, коменданты).
|
|
Структура персонала с точки зрения профессии, образования, стажа работы получила названия аналитической. Она может быть общей и частной.
Мера квалификации работника называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность на необходимом уровне выполнять свои функции, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
В основе профессиональной компетентности лежит профессиональная пригодность, т.е. совокупность психических и психофизиологических особенностей, которыми человек обладает для осуществления эффективной деятельности. Профессиональная пригодность бывает потенциальной, имеющей вид задатков, и реальной, складывающейся на их основе в результате освоения новых знаний и навыков.
Элементы профессиональной пригодности:
1. Физические данные и состояние здоровья;
2. квалификация, опыт;
3. личные качества (энергичность, самообладание, адаптивность);
4. активность;
5. психические особенности;
6. направленность личности;
7. характер трудового поведения;
8. соответствие требованиям, предъявляемым законодательством, и т. д.
Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности.
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко — в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда, а стаж работы в организации характеризует закрепляемость кадров.
Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее (более полсрока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное образование.