Миграция как фактор развития рынка рабочей силы и трудовых ресурсов в национальной экономике

Россия с емким рынком рабочей силы является крупным миграционным центром. Россия нуждается, как и большинство европейских стран, в положительном миграционном приросте. Миграционная привлекательность страны определяет уровень миграционных потоков, идущих в Россию. Среди разных типов миграции трудовая контролируемая государственными органами миграция является важным институтом оптимизации процессов размещения производительных сил.

Миграционная емкость территорий национальной экономики определяется факторами:

- тенденциями и перспективами развития экономики;

- ситуацией и конъюнктурой на рынке рабочей силы;

- наличием социальной инфраструктуры.

Трудовая миграция - это механическое движение трудоспособного населения по территории с целью максимизации индивидуальной функции полезности, связанное с постоянной или временной сменой жительства.

Факторами внутренней трудовой миграции в России являются:

- развитие системы многоуровневого профессионального образования;

- дифференциация регионов по уровню развития промышленной и социальной инфраструктуры;

- дифференциация регионов по производственной культуре и условиям труда работников;

- дифференциация регионов по темпам создания новых рабочих мест;

- дифференциация регионов по уровню оплаты труда работников.

Специфика внешней миграции в России в отличие от других стран заключается в притоке рабочей силы преимущественно невысокой квалификации. Сокращение трудового миграционного потока вызвано формированием новых приоритетов и направлений в миграционной политике страны, ужесточением требований к профессионально-квалификационному уровню иностранной рабочей силы.

Факторы, которые стимулируют миграцию рабочей силы на национальном уровне, классифицируются как экономические и неэкономические. К экономическим факторам, стимулирующим трудовую миграцию на национальном уровне, относятся:

- уровень экономического развития страны;

- величина национального дохода;

- цена рабочей силы;

- состояние конъюнктуры национального рынка рабочей силы;

- производственная структура экономики;

- структурные сдвиги в экономике;

- либерализация внешнеэкономической деятельности.

К неэкономическим факторам, стимулирующим внешнюю трудовую миграцию на национальном уровне, относятся:

- политико-правовые аспекты;

- языковые барьеры;

- национальные и культурные особенности страны.

Трудовая миграция может классифицироваться по срокам, формам, направлениям, территориям, уровню квалификации рабочей силы и степени законности.

Трудовая миграция, влияя на профессионально-квалификационную, возрастную, тендерную структуру рынка рабочей силы в отдельных регионах страны, может частично компенсировать снижение уровня предложения иухудшение качественных характеристик рабочей силы.

Сочетание в определенных пропорциях института внешней и внутренней трудовой миграции -это традиционное направление использования рабочей силы в национальной экономике России, формирования устойчивых темпов экономического роста.

Влияние внешней трудовой миграции на количественные и структурные характеристики рынка рабочей силы в России кардинально изменилось в конце двадцатого века, когда страна перестала быть донором, отдающим экономически активное население, превратилась в страну, принимающую рабочую неквалифицированную силу.

Трудовая миграция из России характеризуется оттоком наиболее мобильных и квалифицированных специалистов разных профессиональных групп в возрасте от 29 до 39 лет.

Эмиграция специалистов из России преимущественно носит характер «утечки мозгов», а не «рук», это формирует дефицит специалистов некоторых профессионально-квалификационных групп на территориальных рынках рабочей силы. Специалисты младших возрастных групп от 23 до 28 лет реализуют возможности трудовой миграции через программы академическоймобильности, образовательные программы, долгосрочные стажировки за рубежом.

Из-за несовершенства мониторинга, контроля выполнения миграционного законодательства в России значительна нелегальная трудовая миграция, которая приводит к криминализации отдельных территорий. Сохранение специфики трудового миграционного потока в Россию приводит к негативным последствиям в форме увеличения издержек на социально-экономическую, культурную адаптацию иностранных трудовых мигрантов, не насыщению спроса в полном объеме на высококвалифицированных специалистов.

Совершенствование внешней миграционной политики в России должно ориентироваться на повышение качества миграционного потока экономически активного населения, ужесточение требований к иностранной неквалифицированной рабочей силе и квотирование востребованных профессионально-квалификационных групп.

4. Урабанизационные процессы территорий

На изменение территориальной структуры национального рынка рабочей силы в стране оказывает влияние перемещение населения из сельских населенных пунктов в города. Процесс урбанизации в России протекал в очень короткий срок и довольно быстрыми темпами из-за необходимости развития промышленного потенциала, обеспечения экономической и военной безопасности страны. В 1920 годы соотношение сельского и городского населения составляло 70% к 30%. В результате промышленной революциик началу 1980 годов эти категории населения поменялись местами 30% к 70% соответственно. Процесс повышения роли городов в развитии национальной экономики характерен для современного социально-экономического развития макрорегионов.

Современной тенденцией российских сельских территорий является убыль населения, усиление социально-экономической деградации, закрытие мелких населенных пунктов.

Города являются опорой диверсификации системы расселения территорий.

Функции городов проявляются через характер экономической деятельности. Многофункциональные города являются более устойчивыми в территориальной системе, могут выполнять функции административного, промышленного, финансового, культурного центра.

В европейской части России сосредоточено более 70% городов страны. Наибольшая доля городского населения сосредоточена в Центральном и Северо-Западном ФО, которая превышает 80% в общей структуре населения. В 2017 годугода в России к городам с численностью населения более 1 млн. человек относятся: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Омск, Челябинск, Ростов на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград.

В России функционирует более 300 монофункциональных городов, в которых проживает около 20% трудоспособного населения. В структуре моногородов высока доля малых и средних городов, обеспечивающих более 50% занятости экономически активного населения этих территорий. Основными критериями моногородов в России являются:

- доля занятого экономически активного населения на градообразующих предприятиях составляет более 25% занятых в экономике муниципального образования:

- объем производства градообразующими предприятиями превышает 50% в общем объеме производства хозяйствующих субъектов в муниципальном образовании.

Моногорода с градообразующими предприятиями расположены в Свердловской, Челябинской, Архангельской, Тюменской, Московской, Ленинградской, Вологодской, Кемеровской областях. Республика Коми и на других территориях. Лидером по численности моногородов является Ханты-Мансийский АО. Моногорода чаще всего имеют градообразующие предприятия с направлениями специализации: машиностроение и деревообработка с устаревшими и неэффективными технологиями.

Закрытые административные территориальные образования (ЗАТО) имеют ярко выраженную территориальную специализацию в системе ведомственного подчинения Минобороны, Росатома, Роскосмоса. В группе городов ЗАТО наиболее крупными остаются Северск, Железногорск, Озерск.

Особый законодательный статус «наукоград» присваивается Правительством РФ на определенный период времени муниципальным образованиям, имеющим статус городского округа с высоким научно-исследовательским и промышленным потенциалом. В России впервые этот статус был присвоен в 1999 году Обнинску. Среди городов наукоградов выделяются семь основных специализаций: ракетостроение и космические исследования; электроника и радиотехника; автоматизация и приборостроение; химия и создание новых материалов; ядерный комплекс; энергетика; биотехнологии. Часть наукоградов формируют специальные экономические зоны.

Критериями присвоения статуса «наукоград» в РФ являются:

- численность занятых работников в научно-производственном комплексе должна составлять не менее 15 % работающих на территории муниципального образования;

- объем технической продукции должен составлять не менее 50% объёма продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования;

- стоимость фактически используемых основных фондов для производства продукции в научно-промышленном комплексе должна составлять не менее 50% всей стоимости основных фондов субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированных в муниципальном образовании.

Наибольшая доля сельского населения в России сосредоточена в Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, на юге Сибирского, в Дальневосточном ФО. Территории с сельскими системами расселения имеют более высокий уровень социальной устойчивости. Городское население Российской Федерации на 1 января 2017 года составляет 109 032 363 человек, сельское - 37 772 009 человек.

Процессы внутренней трудовой миграции, перераспределяя часть рабочей силы по территории страны в результате маятниковой, сезонной, постоянной миграции, приводят к сокращению активной части населения в малых и средних городах из-за оттока некоторых профессионально-квалификационных групп в большие города. Происходит более интенсивное сокращение доли квалифицированных специалистов в общей структуре рабочей силы в малых и средних городах.

Совершенствование внутренней трудовой миграционной политики опирается на комплексный и системный подход с включением бюджетных ресурсов разных уровней в регулирование процессов урбанизации территорий.

 

5. Современные тенденции изменения структуры трудовых ресурсов

Устойчивые тенденции развития российской экономики формируют новые структурные сдвиги трудовых ресурсов. Формируются новые направления развития трудовых ресурсов в России за счет повышения мобильности разных возрастных групп экономически активного населения, изменения возрастной, образовательной, профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, тендерной асимметрии рабочей силы.

Россия, располагая значительным объемом экономически активного населения, испытывает трудности с обеспечением эффективной занятости из-за неравномерного размещения его по территории. Экономически активное население - это часть населения, способная к производству товаров и услуг в национальной экономике, которое обеспечивает предложение рабочей силы на рынке. Элементами структуры экономически активного населения являются занятые и безработные.

По данным Росстата на январь 2016 года численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляла 52% от всего населения страны – 75,8 млн человек. Из них заняты экономической деятельностью, то есть имеют регулярный заработок – 71,3 млн, а 4,4 млн человек квалифицируются как безработные. Уровень безработицы, то есть отношение числа безработных к численности работающего населения составил 5,8%.

По численности экономически активного населения регионы страны классифицируются как трудообеспеченные. трудодефицитные, трудоизбыточные. В региональном анализе территорий лидерами по численности экономически активного населения в России являются Центральный и Приволжский федеральные округа, из-за активной трудовой миграции.

Противоречия в размещении производительных сил в Росси обостряются и проявляются в несоответствии численности и структуры размещения производительных сил природно-ресурсной базе территорий регионов, нуждающихся в активном промышленном освоении и стратегическом социально-экономическом развитии.

В структуре экономически активного населения преобладают мужчины трудоспособного возраста. Доля женщин в структур-ре экономически неактивного населения выше в старших возрастных группах почти в два раза за счет большей продолжительности жизни и высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

В городах доля работающих пенсионеров в структуре экономически активного населения значительно выше по сравнению со слабо урбанизированными территориями. Занятость лиц пенсионного возраста в России, чаще всего, является вынужденной мерой в результате низкого уровня совокупных реальных доходов населения. С повышением доходов населения число работающих пенсионеров, продолжающих работать, будет уменьшаться из-за их постепенного ухода с рынка рабочей силы, снижая уровень совокупного предложения рабочей силы на национальном и территориальных рынках. В результате разного соотношения младших и старших возрастных групп меняется структура трудовых ресурсов, приобретая свои национальные особенности.

Сегмент трудовых ресурсов молодежи сформирован возрастными группами от 14 до 29 лет, имеет более высокую долю в Южном, Северо-Кавказком федеральных округах России. Профессиональная и квалификационная мобильность молодежи на рынке рабочей силы ограничена из-за низкой конкурентоспособности, отсутствия или недостаточной квалификации, недостаточно высокого образовательного уровня.

Развитие форм собственности как базового экономического института территорий приводит к изменению структуры занятых работников в государственном и частном секторе. Численность работников, занятых в государственном секторе экономики за последние годы сократилась, а занятых в частном секторе увеличилась.

Структурные сдвиги в занятости экономически активного населения по видам экономической деятельности, вызваны механизмами активизации инвестиционных процессов, формированием дифференцированных региональных моделей инновационной экономики, реализацией программы модернизации технологической базы реального секторе экономики, развитием производственной и социальной инфраструктуры.

Структура занятости по видам экономической деятельности тесно связна с изменениями организационно-правовых форм собственности предприятий и долгосрочными процессами межсекторного перелива капитала в экономике.

Государственная структурная политика и ориентация национальной экономики на устойчивое долгосрочное социально-экономическое развитие определяют приоритеты сдвигов в занятости экономически активного населения по видам экономической деятельности. В долгосрочном периоде времени для формирования инновационной модели экономики характерно снижение доли занятых в сельском хозяйстве и добывающих отраслях, которое сопровождается ростом занятости в сфере услуг.

Тенденции и динамика экономического развития территориальных рынков рабочей силы формируют особенности развития трудовых ресурсов в России. Основные тенденции развития рынка рабочей силы в России проявляются в:

- увеличении среднего возраста рабочей силы за счет сокращения доли молодежи в общей численности населения;

- незаполняемости непрестижных и низкооплачиваемых рабочих мест;

- сохранении высоких барьеров входа на рынок рабочей силы для отдельных социально-демографических групп;

- отсутствии законодательных инноваций и эффективной инфраструктуры для приема иностранной высококвалифицированной рабочей силы.

 

6. Социально-экономические индикаторы развития трудовых ресурсов в национальной экономике

Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов применяются социально-экономические индикаторы, классифицируемые как общие и специальные. К общим индикаторам развития трудовых ресурсов в экономике относ ятся:

- производительность труда;

- численность экономически активного населения;

- численность экономически неактивного населения;

- уровень экономической активности населения.

- численность безработных;

- уровень безработицы;

- коэффициент социальной напряженности территории;

- средняя заработная плата работников.

К специальным индикаторам развития трудовых ресурсов относятся: уровень безработицы по возрастным группам работников;

- уровень безработицы по профессионально-квалификационным группам работников;

- уровень экономической активности половозрастных групп среди работников;

- продолжительность безработицы половозрастных групп работников;

- продолжительность безработицы профессионально-квалификационных групп работников;

- средняя номинальная и реальная заработная плата работников, занятых по отраслям экономики в регионах.

На основе индикаторов социально-экономического развития формируются количественные и качественные оценки структуры трудовых ресурсов территорий страны.

Количественные оценки трудовых ресурсов включают в себя:

численность экономически активного населения, численность безработных, численность занятых в государственном и частном секторе экономики, численность занятых на крупных и мелких предприятиях и другие.

Качественные оценки трудовых ресурсов территорий регионов формируются индикаторами социально-экономического развития:

- средний возраст занятого населения в экономике региона;

- средний возраст безработного в экономике региона;

- доля молодежи в структуре экономически активного населения;

- профессионально-квалификационная структура экономически активного населения в регионе;

- образовательная структура экономически активного населения;

- возрастная структура экономически активного населения;

- тендерная структура экономически активного населения;

- социальная структура экономически активного населения.

Интегральным индикатором состояния трудовых ресурсов для межстранового сравнения является Индекс человеческого развития (ИЧР) / HumanDevelopmentIndex (HDI) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций.В зависимости от значения ИЧР страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий, высокий, средний и низкий уровень. Россия по последним данным занимает 49 место в списке (0,804) в группе «очень высокий ИЧР»

Основными признаками ухудшения качества трудовых ресурсов в регионах России являются:

- тенденция к суженному типу воспроизводства населения;

- высокий уровень смертности от управляемых факторов;

- увеличение социально-экономических рисков молодежи в результате получения профессионального образования;

- снижение реальных доходов экономически активного населения и падение уровня мотивации к труду;

- рост территориальной и профессионально-квалификационной дифференциации доходов экономически активного населения;

- сохранение заработной платы как доминирующего фактора в структуре доходов экономически активного населения;

- рост удельных расходов на социальные услуги (здравоохранение, образование, связь, транспортные, ЖКХ) в структуре потребительского бюджета экономически активного населения.

В российских научных школах сложились подходы анализа трудовых ресурсов как статистической и динамичной социально-экономической подсистемы. Трудовые ресурсы обеспечивают необходимую численность работников для реализации непрерывных воспроизводственных процессов в регионе, внедрения производственных мощностей. Трудовые ресурсы характеризуются половозрастной, профессиональной, квалификационной, тендерной, социальной структурой, формируют специфику социально-экономических отношений, возникающих в региональной системе. Инновационные направления модернизации российской экономики частично компенсируют снижение численности трудовых ресурсов в регионах и повышают конкурентоспособность национальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow