Влияние на организацию финансов функциональных особенностей и уровней управления

 

 

Государственные и муниципальные финансы– это экономические отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием средств на затраты по выполнению государственных функций.
Государственные расходы– система экономических отношений по поводу распределения и использования финансовых ресурсов на выполнение функций государства.

Финансовые функции современного государства:

1) экономическая – вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. Это создание и управление государственным сектором экономики, а также программирование и регулирование экономики;

2) управленческая – финансирование системы органов управления. Это совокупность представительных и исполнительных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры. Расходы на управленческую функцию государства – 3–5 %;

3) оборонная – обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ. Расходы на эти цели превышают все другие расходы, составляя 20–30 % всех расходов государства;

4) социальная – регулирование личных доходов граждан путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Существование функциональных государственных расходов предполагает наличие источников их финансирования.

Государственные доходы– экономические отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Главный источник их мобилизации – национальный доход.

Методы мобилизации государственных доходов:

1) военные доходы;

2) доменный доход;

3) государственные регалии;

4) налоги;

5) займы;

6) эмиссия.

Организация государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления, прежде всего с уровнями управления. Государственные финансы включают в себя 4 звена:

1) государственный бюджет;

2) муниципальные финансы;

3) финансы государственных предприятий;

4) внебюджетные фонды.

Масштабы полномочий каждого уровня управленияи выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и расходования средств:

1) федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач:

а) обеспечение деятельности Президента и его аппарата, федеральной судебной системы;

б) национальная оборона, безопасность, конверсия;

в) атомная энергетика, космос, государственные инвестиционные программы и т. д.;

2) уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне;

3) муниципальный уровень.

Его роль постоянно возрастает. Осуществляет регулирование экономических процессов, влияет на размещение производительных сил, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение инфраструктуры. Доля местных финансов в финансовых системах всех государств составляет 30–60 %. В России большая часть социальных расходов финансируется на местном уровне.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: