Категории семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, и работа с ними

Категория семьи Причины и признаки социального неблагополучия ребенка в семье Направление и содержание деятельности социального педагога с семьей, с ребенком
1. Семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости Социально-педагогический патронаж (контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время)
2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами) Низкая адаптация в среде сверстников Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение   Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на развитие ребенка Организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности Защита интересов детей и их родителей во взаимоотношениях с различными структурами и инстанциями Вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность: • клуб по интересам; • кружки
3. Семьи с родителями-инвалидами
4. Неполные семьи Семья испытывает финансовые затруднения. В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка, возникают затруднения с половой идентификацией Родительские тренинги, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений Лекторий для родителей: • “О возрастных особенностях ребенка и возрастных кризисах”; • “О типах и стилях семейного воспитания”; • “Осуществление социальными педагогами контроля занятости ребенка, организации социально значимой деятельности”
5. Многодетные семьи Низкое материальное состояние семьи Недостаточное обеспечение питанием, одеждой, жильем и т. п. Ограничены возможности получения детьми полноценного специального и высшего образования Социально- педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время. Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Включение семьи во всероссийские, региональные и муниципальные программы дополнительного развития ребенка  
6. Малообеспеченные семьи: • с низким уровнем дохода; • с безработными родителями Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия В семье создается напряженная психоэмоциональная атмосфера Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Организация досуга и летнего отдыха детей. Трудоустройство несовершеннолетних. Социально-педагогичен кии патронаж, контроль межличностных взаимоотношений к семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время
7. Неблагополучные семьи: • педагогически несостоятельные, семьи; • нравственно неблагополучные; • с зависимостями членов семьи от психоактивных веществ; • практикующие жестокое обращение с детьми Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребенок Нарушаются права и интересы детей. Используются деструктивные методы воспитания Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (консультации, лекторий)
8. Семьи беженцев Отсутствие знаний о своих правах и социальных льготах Эмоционально напряженная атмосфера в семье Социально-правовой патронаж
9. Семьи участников военных действий

Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска

Диагностика семейных проблем Индивидуальная и групповая просветительская работа с семьей Профилактические мероприятия Социально-педагогическая защита прав ребенка
Наблюдение специалистов (классный руководитель, социальный педагог, медик, психолог и т. д.) Памятки для родителей Родительский лекторий, индивидуальные консультации, плановые беседы Выявление и поддержка детей, нуждающихся в социальной защите: опекаемых, инвалидов, малообеспеченных и т. д.
Анкетирование детей и родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как воздействующего фактора на личность ребенка Методические рекомендации для родителей Ппрофориентация и трудоустройство учащихся из семей зоны риска Защита прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, прокуратура, Комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.)
Тестирование Консультации родителей по запросам Трудоустройство учащихся в летний период Индивидуальная помощь детям, подвергшимся психологическому и физическому насилию в семье
Анализ документации (личных дел, журналов и т. п.) Индивидуальные беседы Оказание материальной помощи Индивидуальный патронаж
Анализ продуктов детского творчества Родительский клуб Создание памяток и методических рекомендаций  
Составление социальных паспортов классов Участие в родительских собраниях Привлечение учащихся из семей зоны риска к участию в детском самоуправлении  
Создание балка данных семей учащихся, находящихся в зоне социального риска      

 

 

Конец формы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: