Налоги и налоговая система государства. Принципы налогообложения

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые федеральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в федеральный и местный бюджеты.

Налоги играют главную роль в мобилизации денежных средств в Федеральный бюджет, а также в региональные и муниципальные бюджеты РФ. Одновременно налоги служат одним из важнейших инструментов регулирования экономических отношений в государстве. Они позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на объемы инвестиций и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики.

Однако воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструмент распределения и перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым отставанием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования.

Специфические признаки налогов.

1. Тесная связь налогов с государством, для которого они являются важнейшим источником доходов. Налоги поэтому возникли вместе с товарным производством и появлением государства.

2. Принудительный характер уплаты налогов, осуществляемый на основе законодательства.

3. Значительная роль налогов в экономической и социальной жизни общества.

Наряду с налогами, источниками формирования доходов государства являются сборы и пошлины.

Сборы - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в виде оплаты услуг, оказываемых им государственными органами (административный, грузовой, консульский, лицензионный, патентный, регистрационный, рыночный, страховой сборы и др.).

Пошлины - это денежные сборы, взимаемые государственными органами при выполнении ими определенных функций (гербовые, почтовые, судебные, наследственные, таможенные пошлины).

Функции налогов.

Функции налогов показывают социально-экономическую сущность и внутреннее содержание налогов.

1 .Фискальная функция. (Фискальный от лат. fiscals - казна, казенный).

Означает формирование денежных фондов для финансирования государственных расходов функция.

2. Регулирующая функция.

Предполагает возможность государственного регулирования экономики посредством воздействия на процесс воспроизводства, стимулируя или сдерживая темпы его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособный спрос.

3. Стимулирующая функция.

Означает предоставление льгот, преференций (предпочтений) для ряда объектов налогообложения (аграрного производства, малого бизнеса, НТП). Проявляется в уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки и др.

4. Социальная функция.

Обеспечивает поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

5. Контрольная функция.

Обеспечивает возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

6. Протекционистская функция. (От лат. protection - защита, прикрытие).

Означает возможность защиты отечественных товаропроизводителей от внешнеторговой экспансии (от лат. expansion - распространение) зарубежных фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: