Наблюдение за водными объектами

В соответствии с п. 16 Положения об осуществлении государственного

мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства

Российской Федерации от 10 апреля 2007 года № 219 " Об утверждении Положения

об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" собственники

водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством

природных ресурсов Российской Федерации, ведут регулярные наблюдения за

водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными

зонами и представляют в территориальные органы Федерального агенства водных

ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в

соответствии с установленными формой и периодичностью. Водопользователи

представляют сведения за прошлый год до 15 марта текущего года в

соответствующие территориальные органы Федерального агенства водных

ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Мониторинг водных объектов ведется Минприроды РФ совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и государственным органом управления использованием и охраной недр.

Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта. 1997 г. № 307. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов, оценки эффективности водоохранных мероприятий, а также информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

В процессе государственного мониторинга ведутся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; обеспечиваются сбор, хранение, пополнение и обработка наблюдений; проводятся оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей; мониторинга подземных водных объектов; мониторинга водохозяйственных систем и сооружений.

Министерство природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает создание и развитие государственной наблюдательной сети станций и постов на водных объектах, разработку автоматизированных информационных систем по ведению государственного мониторинга водных объектов, создает наблюдательную сеть постов на водохозяйственных системах и сооружениях и выполняет в этих целях иные работы.

Государственный учет вод и государственный водный кадастр. Порядок ведения государственного учета поверхностных и подземных вод и государственного водного кадастра установлен в ст. 79 ВК ЗК

Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в действующем порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Целью государственного учета вод является обеспечение текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные учета характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет осуществляется по единой для всей страны системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется по единой для всей страны системе и основывается на данных государственного учета вод.

Представление водопользователями в Минприроды РФ данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, обязательно. На основе этих данных принимаются решения при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов, и они должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляют Минприроды РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На Минприроды РФ возложена обязанность обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством РФ.

23 ноября 1996 г. было принято постановление Правительства РФ № 1403 «О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации», в соответствии с которым водопользователи, а также организации, осуществляющие наблюдение за режимом, ресурсами и качеством поверхностных и подземных вод, должны обеспечивать регулярное представление данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр РФ, Министерству природных ресурсов РФ и Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

 

Установлено, что данные государственного водного кадастра РФ являются официальными и служат для:

· оценки и прогнозирования изменений гидрологических и гидрогеологических условий, ресурсов водных объектов и качества вод;

· разработки федеральных и бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

· подготовки и выдачи лицензий на пользование водными объектами;

· государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;

· установления платежей, связанных с пользованием водными объектами, наложения штрафов и предъявления исков за нарушение водного законодательства;

· обеспечения водопользователей необходимой информацией о водных объектах;

· разрешения споров, возникающих по поводу пользования водными объектами.

Государственная экспертиза. Особой функцией управления является государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Содержание этой функции представляет собой проверку указанной документации на ее соответствие исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Государственная экспертиза выполняется органами Минприроды РФ. Порядок проведения государственной экспертизы регулируется законодательством РФ.

Что касается государственной экологической экспертизы, то она проводится в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей природной среды.

Государственный контроль за использованием и охраной вод. Порядок государственного контроля за использованием и охраной вод регулируется ст. 81 ВК и постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 716 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов». Кроме того, действуют Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе Министерства природных ресурсов РФ, утвержденные приказом Минприроды РФ 31 декабря 1997 г.

Задачей государственного контроля за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства РФ.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, Министерство природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Охрана вод.

Вода как объект правовой охраны.

Необходимость правового регулирования отношений по использованию и охране вод требуют расшифровки понятия воды[6].

Вода - кровеносная система Земли - подлинный источник земли.

Распространение растений и животных на нашей планете всегда связано с наличием пригодной для их жизни воды (поверхностной или подземной). Там, где вода в изобилии, все живое размножается быстрее, и наоборот, там, где воды мало или она загрязнена, жизнь замирает и развивается медленнее. Лишь в условиях благоприятного водного режима природная среда обеспечивает существование нормально развивающихся и жизнеспособных растительных и животных сообществ.

Важно отметить, что вода всегда оказывала существенное влияние на формирование человеческой культуры и развитие цивилизации и значительно больше, чем другие природные ресурсы. Реки, озера и часто подземные воды во всех странах мира играли важную роль в размещении производительных сил городов и других населенных пунктов. Так, любое поселение человека создается всегда на том месте, где есть питьевая вода, будь то река или выход подземных вод на поверхность в виде родников.

Как и другие предметы природы, вода также подвергается производственному воздействию людей и в следствии этого какая-то часть вещества воды, добытая из ее природных запасов выделяется из природной среды и в определенной степени изолируется от стихийно действующих сил природы путем заключения ее в сосуды, искусственно созданные емкости: баки, цистерны, резервуары, сети водопроводов и т.д.

Главным отличием правового режима добытой воды от правового режима природных запасов является то, что добытая вода в процессе ее использования в качестве сырья или потребительского продукта может принадлежать на праве собственности не только государству, но и общественным организациям.

Вода с момента ее отделения от природной среды утрачивает качества объекта природы и приобретает качества товара, включается в товарный оборот и может состоять как в собственности государства, так и в собственности иных субъектов права.

В специальной литературе высказывалось мнение о том, что вода, к которой приложен человеческий труд, становится товаром независимо от ее взаимосвязи с природной средой и как пример приводятся водохранилища и каналы. Воду в них, якобы, нельзя считать природным объектом, а следует рассматривать как товар, созданный трудом человека. На этом основании делается предложение о необходимости денежной оценки вод[7].

Действительно, ресурсы водохранилищ и каналов являются в определенной мере продуктом труда людей, но в то же время они как правило, не выделены из природной среды и продолжают оставаться ее компонентом. Эти водные ресурсы не изолированы от воздействия с грунтовыми водами, поверхностным стоком и атмосферой, находясь в рамках естественного круговорота воды, совершающегося независимо от воли людей.

Правовой охране подлежат воды, состоящие в собственности государства и составляющие в совокупности единый государственный водный фонд. Все воды, - в водном законодательстве, - составляют единый государственный фонд, который включает: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние моря и другие морские воды, и территориальные воды[8].

Рассматривая взаимодействие природы и общества, отдельные авторы считают природу целым единым интегрированным объектом правовой охраны. Такой подход к охране природы, по их мнению, обязательно предполагает дифференциацию природы. Оберегая природную среду в целом, закон тем самым прямо или косвенно охраняет ее отдельные элементы. И наоборот, осуществляя правовую защиту отдельных элементов естественной среды с учетом их взаимосвязи, закон обеспечивает тем самым качество природной среды в целом[9].

Рассмотрим понятие воды как природного ресурса. Понятие это экологическое, выражает потребительское отношение общества к водам. То или иное природное вещество становится и вырывается из природного объекта и среды вследствие развития производства и возникновения новых потребностей общества. Это же вещество перестает быть ресурсом, если общество теряет к нему интерес, как к источнику своего потребления. Включение природного ресурса в систему правовой охраны природы объясняется тем, что природное вещество, получившее экономическое значение, продолжает существовать в неотделимом состоянии с природой, а всякое изъятие его вносит изменения в экологические пределы естественной среды. Природным комплексом считается участок природной среды, включающий в себя совокупность взаимосвязанных между собой природных объектов (земли, лесов, недр, атмосферного воздуха, животного мира), специально обособленный с целью заповедной охраны природы[10].

Такие природные комплексы создаются государством и служат для сохранения участков естественной среды от разрушительного влияния производственно-хозяйственной деятельности. Для них характерен заповедный режим правовой охраны, главным содержанием которого является запрещение вредного вмешательства в природные процессы.

Природно-территориальные комплексы создаются с целью рационального совмещения определенных видов производственно-хозяйственной деятельности с запретительными или ограничительными мерами в области природопользования[11].

Однако в отличие от природных комплексов природно-территориальные комплексы могут быть местом жизни и деятельности человека. В их пределах разрешается развитие некоторых безвредных для природы видов производств, таких как курорт-но-оздоровительные зоны, зеленые зоны вокруг городов, зоны рекреаций и другие охраняемые зоны.

Следовательно, юридическому понятию "воды", обозначающему объект правовой охраны, соответствуют природные запасы воды, выступаю щие как самостоятельное материальное благо и об разующие единый государственный водный фонд[12].

Понятие правовой охраны вод.

Вода (окись водорода) - простейшее химическое соединение водорода с кислородом. Бесцветна. В слое более 2м - голубоватая жидкость, при нормальном атмосферном давлении имеет температуру плавления ноль градусов и температуру кипения сто градусов. Вода является составной частью гидросферы, т.е. водной оболочкой земного шара. В виде водяного пара вода содержится в воздухе. Вода - непременная составная часть всех живых организмов, жизнедеятельность которых без воды не возможна. Воду практически нельзя заменить ничем. Природные источники тепла - уголь, газ, нефть - взаимозаменяемы. А потребность живого организма в воде может заменить только вода.

Вода необходима для человека при бытовых нуждах: для питья и приготовления пищи, уборки в квартире. Также вода необходима для всего, что производит человек для себя - начиная с добычи руды и выращивания растений и кончая созданием микросхем для компьютеров и выработки энергии. Суммарный водозабор из естественных водоемов составляет в среднем до 2000л в сутки на человека, что примерно равняется 360 куб.км. в год или 8% среднего годового стока рек, морей.

В основе концепции правовой охраны окру жающей среды лежат диалектико-материалистические представления о взаимосферах объективных и субъективных факторов, определяющих соотношение природных и социальных условий жизни современного человека.

Окружающая общество природная среда существует и формируется в соответствии с объективными законами, которые никто не может отменить, изменить или устранить их проявление. Однако люди могут и должны познавать их и правильно применять в интересах развития общества.

Люди должны согласовывать свое поведение с требованиями познанных объективных законов природы и подчиняться им, потому что правильное применение познанных объективных законов природы заключается: во-первых, в понимании сущности тех требований, которые вытекают из этих законов и диктуют людям определенные варианты поведения по отношению к окружающей природе, и во-вторых, в практическом осуществлении этих требований в процессе управления поведением конкретных лиц, народов.

Требования объективных законов природы, диктующие людям определенные варианты поведения в отношении окружающей среды, именуются экологическими требованиями, а поведение людей экологически правильным поведением[13].

Право, будучи эффективным регулятором общественных отношений и регулируя через них непосредственное поведение субъектов общества, способно во взаимодействии с другими средствами управления обществом обеспечить такое поведение. Установлением обязательных юридических требова ний, принципов, норм, предписаний, возложений обязанностей совершить конкретные действия или воздержаться от них в определенных условиях, путем представления соответствующих прав и полномочий, посредством запретов и дозволений право может создать такой режим деятельности общества, при котором будет гарантировано его экономическое благополучие в каждый данный исторический период в перспективе[14].

Охрана вод представляет собой деятельность людей, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природных запасов воды на земле. Что касается достижения этих целей, то оно обеспечивается разнообразными, причем не только правовыми, но и естественно-научными, техническими, экономическими средствами[15].

В области взаимодействия общества и природы функции права проявляются: в законодательном закреплении объектов природы, подлежащих охране и использованию, в определении прав и обязанностей природопользователей и закреплении разрешительных мер по использованию ее богатств.

Совокупность правовых средств составляет правовую охрану вод. Цели правовой охраны вод и вытекающие из них основные положения, установленные ст.ст.3,5 Водного Кодекса РФ, где говорится, что водное обеспечение в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепления законности в области водных отношений регулируется настоящими Основами, издаваемыми в соответствии с ним другими актами водного законодательства[16].

По своему содержанию правовая охрана вод представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, включающую в себя четыре группы:

1) установление научно-обоснованных правовых требований по охране вод, регламентирующих определенные права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан;

2) проведение хозяйственно-организаторской работы по выполнению этих правовых требований;

3) осуществление государственного и общественного контроля за выполнением требований охраны вод;

4) применение мер ответственности к лицам и организациям, виновным в нарушении законодательства об охране вод[17].

1.3. Право государственной собственности на воды.

Право собственности на землю, ее недра, воды, леса является одним из революционных завоеваний народа. Оно было установлено в результате сплошной национализации земли вместе с другими природными материальными благами на основании ленинского декрета "О земле", принятого II Всероссийским съездом Советов 8 ноября 1917 года.

Проведенные за последние годы правовые исследования были в основном направлены на достижение более глубокого понимания сущности права собственности на землю, ее недра, воды и леса. Цель исследований включала также выявление объективно связанных с исключительностью права государственной социально-экономических и правовых последствий[18].

Основной теоретический вывод, сделанный в результате правовых исследований заключался в доказывании и признании факта существования двух видов государственной собственности: исключительной государственной собственности на землю, ее недра, воды и леса, являющиеся одновременно основными компонентами окружающей природы, и государственной собственности на имущественные товарно-материальные объекты[19].

Оба указанных вида государственной собственности однородны по сущности и общественно-экономическому содержанию. Оба эти вида собст венности представляют собой достояния всего народа, но в отличие от основных средств производства, имеющих характер имущества предприятий, средств транспорта и связи, не состоящих в собственности государства, воды как и другие природные объекты являются достоянием и принадлежат народу (ст. 11 Конституции Российской Федерации)[20].

В области охраны природы одной из важных задач является создание и развитие системы кадастров природных ресурсов. Под кадастром в широком смысле слова понимается систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый фонд сведений о том или ином природном объекте, полученных с помощью соответствующей системы наблюдений.

Первые предложения о составлении водного кадастра нашей страны были выдвинуты в 1923 году на конференции, посвященной изучению естественных производительных сил России. Однако реально приступить к нему оказалось возможным лишь в 30-х годах, после того, как были накопле ны первые немногочисленные данные о гидрологическом режиме водных объектов. Составление первого водного кадастра было закончено перед началом Великой Отечественной войны.

Подготовка второго водного кадастра явилась важным этапом в развитии гидрологии. Однако уже в период составления второго кадастра наметился, как писал в свое время В.Г.Глушков - первый директор государственного гидрологического института, - "трагический разрыв между темпами нашей жизни и темпами издания справочников". Кроме того, издания второго кадастра содержали информацию только о поверхностных водных ресурсах. Тем самым, нарушался основополагающий принцип науки о водах, в соответствии с которым поверхностные и подземные воды должны рассматриваться в единстве и взаимной связи. Возникла необходимость как в совершенствовании технологии сбора, обработки и выдачи гидрологической информации с использованием современных средств вычислительной техники, так и в создании единой информационной системы, обеспечивающей получение взаимосвязанных данных о поверхностных и подземных водах и их использовании.

Средствами специализированного банка данных "Государственный водный кадастр" обеспечивается в отличие от.других банков получение обобщенных данных о водных ресурсах речных бассейнов, административных и экономических районов, независимых государств в целом, а также расчетных гидрологических отводов на реках и каналах. Данные о водопотреблении выдаются но речным бассейнам, отраслям народного хозяйства, министерствам, республикам, экономическим районам, отдельным организациям и предприятиям[21].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: