В настоящую программу включены отдельные занятия по развитию связной речи по мере рассмотрения грамматических тем. Всего таких занятий шесть.
Таблица
Учебная четверть | Грамматическая тема | Занятие по развитию речи | ||
Вторая четверть | Согласование | Рассказ по опор- | ||
прилагательных с | ным словосочета | |||
существительными | ниям | |||
в роде | ||||
Согласование | Рассказ по опор- | |||
глаголов насто- | ным словам | |||
ящего времени с | ||||
существительными | ||||
в числе | ||||
Согласование гла- | Рассказ по серии | |||
голов прошедшего | картинок и опор- | |||
времени с существи- | ным словам | |||
тельными в роде | ||||
Третья четверть | Однокоренные слова Суффиксы профессий Приставочное словообразование | Рассказ по опор-, ным словам Рассказ по серии картинок и опорным словам Составление рассказа из отдельных предложений, данных вразбивку | ||
Кроме этого, коррекция недостатков в развитии связной речи осуществляется на всех логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми предложениями, при этом использовать несколько предложений, чтобы составилось маленькое связное высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов. Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается помощь в виде побуждения к составлению рассказа.
|
|
Для создания ситуаций, приводящих к активному использованию речи, применяются кукольные персонажи, с которыми дети охотнее общаются. Дети с более развитой речью могут взять на себя роли таких персонажей, и это послужит мощным стимулом к развитию их речи. Амплуа кукольного персонажа — не очень грамотный, но симпатичный «Торопыжка», которого хочется поправить, но не высмеять. Его ошибки заметней, чем собственные. Так дети научатся искать ошибки и в своих работах.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Й КЛАСС