ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Тема: Однокоренные слова 4-й класс

 

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова от данных; находить однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне, с глухим или звонким согласным звуком на конце слова, с твердым или мягким согласным звуком на конце и в середине сло­ва; отличать однокоренные слова от сходных по буквен­ному составу слов с омонимичными корнями, от слов-па­ронимов и от слов-омонимов; развивать языковое чутье, внимание, мышление; воспитывать умение действовать в соответствии с правилами игры.

Ход игры

♦ Оргмомент

Объявление темы, целей игры. Инструктаж участни­ков игры (объяснение правил, распределение ролей).

♦ Выбор участников первого агона

Назовите три слова, однокоренных слову «гриб». Назовите три слова, однокоренных слову «сад». Назовите три слова, однокоренных слову «дом».

♦ Первый агон

Зеленая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

        У Р О Ч К А
        И Р Ь    
        О В И К  

 

 

Желтая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

 

            Н И К
П Е Р Е           О К  
            А Я
                       

Красная дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

  У Ш Е К
        Н И Ц А
  Н Ы Й  
               

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»?

Желтый, железный, желток.

Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?

Рисунок, нарисовал, рисовая каша.

 

Красная дорожка. Какое слово «лишнее»?

Носорог, носильщик, переносить.

 

Задание 3

Зеленая дорожка. Разделите на две группы слова, за­писанные на доске. Однокоренные слова к слову «вода» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «водить» обозначьте красными фишками.

Водяной, водитель, завод, паводок, поводок, водоросли.

 

Желтая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «гора» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «гореть» обозначьте красными фишками.

 

Горочка, горючий, сгорел, гористая, прогорел, при­горок.

Красная дорожка. Узнайте слово по его значению.

Однокоренное слово к слову «земля», обозначающее: «Житель той же местности».

 

♦ Выбор участников второго агона

- Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «пою».

- Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «танцую».

- Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «смотрю».

♦ Второй агон Задание 1

Зеленая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Спиши на урок.

Спеши слова.

Желтая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Хитрая леса.

Зеленые лиса.

Красная дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Острые мячи.

Детские мечи.

Задание 2

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что «не стар».

С глухой — по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молод — молот)

Желтая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить. (Луг — лук)

Красная дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

С буквой Т по реке плывет,

А со звонкой — на ветке растет. (Плот — плод)

Задание 3

Зеленая дорожка. Как превратить стеклянную посу­ду в помещение для мытья? (Ваза — ванна)

Желтая дорожка. Что надо сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест — шесть)

Красная дорожка. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «В чем ошибка мальчика?

«В диктанте было предложение про дедушку, который отдохнул на скамейке и пошел дальше. Когда учительница возвращала тетради, она сказала Коле: «А ведь дедушка и до этого был седым». Какую ошибку допустил Коля? Как нуж­но было Коле проверить это слово?» (Сидел — седел)

♦ Финальный агон Задание 1

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова'?

 

Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке.

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

(Ключ)

Желтая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка)

Красная дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

У позвоночных я бываю

И горный кряж обозначаю.

(Хребет)

Задание 2

Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

Желтая дорожка. Какой кистью не выкрасишь стену?

Красная дорожка. Какой лук не растет на грядке?

Задание 3

Зеленая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «коса» со значением «прическа» из данных слов: острая, песчаная, рыжая.

Желтая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «ключ» в значении «родник», издан­ных слов: стальной, скрипичный, холодный.

Красная дорожка. О скольких норках говорится в стихотворении:

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла. (О двух)

♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: