Тема: Состав слова. Словообразование 4-й класс
Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме, развитие словарного запаса, воспитание навыков правильного поведения в игровой ситуации, привитие любви к русскому языку.
Ход игры
♦ Оргмомент
Вступительное слово ведущего: представление участников, инструктаж по правилам игры, объявление темы и цели игры.
♦ Отбор участников первого агона
1) Какое слово лишнее: желток, железо, желтый.
2) Какое слово лишнее: носильщик, нос, носатый.
3) Какое слово лишнее: печурка, печать, печка.
♦ Первый агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: помещение у ворот предприятия, через которое проходят рабочие и служащие. (Проходная)
Желтая дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: автомобиль, используемый в труднопроходимой местности по бездорожью. (Вездеход)
Красная дорожка. Назовите слово с корнем «ход», имеющее значение: длительное путешествие людей с определенной целью. (Поход)
|
|
Задание 2
Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку? (Часть тела).
Желтая дорожка. Какую соль не кладут в суп? (Нота).
Красная дорожка. Каким ключом нельзя отвернуть ганку? (Скрипичный)
Задание 3
Зеленая дорожка. Какому из двух слов родственно слово «шить»: вышил узор, вышел из дома?
Желтая дорожка. Какому из двух слов родственно слово «спишет»: спешит на урок, спиши упражнение?
Красная дорожка. Сколько предметов под названием «коса» встречается в стихотворении: Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой. (3)
♦ Отбор участников второго агона
1)Какая приставка и сколько раз употребляется в стихотворении:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят, (при, 2)
2) Какой суффикс и сколько раз употребляется в стихотворении:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка, (к, 3)
3) Какое окончание и сколько раз употребляется в стихотворении:
Колокольчики мои.
Цветики степные.
Что глядите на меня.
Темно-голубые? (и. 3; ые, 2)
♦ Второй агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Какое слово лишнее: вскричать, всплакнуть, всмотреться, вспугнуть?
Желтая дорожка. Какое слово лишнее: отобрать, оторвать, отогнать, отощать?
Красная дорожка. Какое слово лишнее: подумать. подогреть, подудеть, подержать?
Задание 2
Зеленая дорожка. Какое слово сочетается со словом «волк»: зубной, зубастый, зубовный?
Желтая дорожка. Какое слово сочетается со словом «халат»: цветной, цветовой, цветастый?
Красная дорожка. Какое слово сочетается со словом «океан»: ледовитый, ледяной, ледовый?
Задание 3
|
|
Зеленая дорожка. Найдите ошибку в предложении: «В сильный мороз хорошо пригревает шуба». (Согревает)
Желтая дорожка. Найдите ошибку в предложении: «Мы долго шли по лесистой тропинке». (Лесной)
Красная дорожка. Вставьте нужное окончание в предложение: «Котлет... съела девочк...». (Котлету, девочка)
♦ Финальный агон
Задание 1
Зеленая дорожка. Выберите схему, соответствующую по составу данной группе слов: зимушка, морской,
стебельки, (∩^)
Желтая дорожка. Выберите схему, соответствующую по составу данной группе слов: переходы, выстрелы, уговоры. (∩)
Красная дорожка. Выберите схему, соответствующую по составу данной группе слов: спутник, поединок, задачник. (∩^)
Задание 2
Зеленая дорожка. Составьте слово, у которого приставка из слова «прошел», корень из слова «водит», суффикс из слова «школьник». (Проводник)
Желтая дорожка. Составьте слово, у которого приставка из слова «залететь», корень из слова «варил», суффикс из слова «стенка». (Заварка)
Красная дорожка. Составьте слово, у которого приставка из слова «повел», корень из слова «дарит», суффикс из слова «цветок». (Подарок)
Задание 3
Зеленая дорожка. Составьте предложение из слов: мы, сажали, дом, у, березы.
Желтая дорожка. Составьте предложение из слов: быстрый, пес, убежал, от, заяц.
Красная дорожка. Отгадайте загадку.
Корень мой находится в «цене».
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Все же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)
♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей.