Корень -ход— (-хож-, -хожд-)

- Помещение у ворот предприятия, через которое проходят рабочие. (Проходная)

- Два шеста с приступками, на которых ходят, по­очередно переставляя их. (Ходули)

- Человек, идущий по улице. (Прохожий)

- День отдыха. (Выходной)

- Длительное путешествие группы людей с опреде­ленной целью. (Поход)

Корень -вод— (-вож-):

- Руководитель отряда. (Вожатый)

- Промышленное предприятие. (Завод)

- Тот, кто управляет машиной. (Водитель)

- Железнодорожный служащий, следящий за по­рядком в вагоне. (Проводник)

- Текст, переведенный с одного языка на другой. (Перевод)

♦ Игра с приставкой

Замените выражение одним словом с приставкой. За­дания предъявляются поочередно каждой команде.

- Лишенный смысла. (Бессмысленный)

- Расположенный у берега. (Прибрежный)

- Лишить оружия. (Обезоружить)

- Вселить надежду. (Обнадежить)

- Провести время в ожидании окончания чего-либо. (Переждать)

- Дать новое имя. (Переименовать)

- Сделать длиннее. (Удлинить)

- Немного исправить. (Подправить)

- Еще раз, сильнее нажать. (Поднажать)

- На некоторое время задуматься. (Призадуматься)

♦ Игра-эстафета с суффиксом

Восстановите пропущенные суффиксы в группе род­ственных слов. Слова записаны на доске, для каждой ко­манды — своя группа слов.

зим...а снеж...и

зим... ать снеж... а

зим... ий снег... ик

зим... ье снег...ая

зимов... и снеж... ая

♦ Командное задание «Исключи лишнее слово»

Каждая команда получает карточку с написанными рядами слов (по 5 рядов слов). В каждом ряду одно слово не подходит. Для выполнения этого задания дается время, дети выполняют письменно задание и подают в жюри.

Карточка 1

Вырыть, вымыть, выть, выкинуть

Водитель, провод, завод, заводь

Цветок, платок, кусок, бок

Чемоданчик, барабанчик, летчик, стульчик

Прыщик, хрящик, плащик, сборщик

Карточка 2

Избушка, садик, река, дверца

Бег, лес, дуб, снежок

Пробирка, прополка, пробежка, прописка

Забег, заплыв, зал, заезд

Перелесок, лесок, перелез, лесник

♦ Классификация слов по составу

Каждая команда получает карточки со словами (по 9 карточек.) За определенное время нужно разложить слова на 3 группы, по 3 слова в каждом группе, в зависимости от состава слова. Когда группы будут составлены, нужно начертить схемы состава слов для каждой группы.

Карточка для первой команды

Лесок, подарок, снег, холод, лес, перелесок, стебелек, снежок, подснежник.

Карточка для второй команды

Гнездо, улов, поход, прорубь, звезда, зима, зимушка, гнездышко, звездочка.

♦ Аукцион «Продолжи ряд»

Задания предъявляются поочередно каждой команде.

- носильщик, сварщик, стекольщик...

- перестройка, прополка, загрузка...

- лесок, дымок, волосок...

- снег, сыр, сад...

- сосновый, еловый, пихтовый...

- копать, копье, копыто...

- строитель, преподаватель, следователь...

- поднос, носитель, носок...

- запеть, закричать, заговорить...

- замолчать, зарыть, задуть...

- нос, носик, носовой...

- беленький, миленький, славненький...

- домик, садик, столик...

- перелезть, перейти, перепрыгнуть...

- дотащить, донести, добраться...

♦ Шарады

Задания предъявляются поочередно каждой команде

1) Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся ж я — в дневнике или в журнале.

(Оценка)

2) Корень извлечь из «начинки» несложно,

приставка в «сосуде» хранится надежно,

суффикс в «гудении» ясно услышишь.

Вместе — на темы различные пишешь.

(Сочинение)

3) В «списке» вы мой обнаружите корень.

Суффикс в «собрании» встретите вскоре.

В слове «рассказ» вы приставку найдете,

В целом — по мне на уроки пойдете.

(Расписание)

4) Мой корень в «просьбе» заключен

(в ней он озвучен и смягчен);

приставка — в «воплощенье» где-то.

На целое — все ждут ответа.

(Вопрос)

Подведение итогов занятия.

ИНСЦЕНИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «СОСТАВ СЛОВА»

Й КЛАСС

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова, ориентироваться в составе слов, относящихся к различным частям речи; вырабатывать орфографическую зоркость, развивать словарный запас, слуховое внима­ние, воспитывать умение взаимодействовать с партнера­ми по команде.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Распределение детей по командам (2 команды).

Однокоренные слова

Входит Корень «лет» — ученик с табличкой.

Корень. Грустно мне, никому я не нужен, ничего из себя не представляю.

Учитель. Дети, как нам помочь Корню? Кого позовем на помощь, чтобы Корень превратился в разные слова? (Приставку и Суффикс.)

Входят Приставка и Суффикс:

Приставка и Суффикс. Дорогой «лет»! Не расстраивай­ся! Ты совсем не одинок. У тебя есть много родствен­ников. На тебе держится целая семья слов. В каждом из них ты — самая главная часть. Сейчас мы позовем твоих братьев и сестер».

Командам дается задание: записать на доске как можно больше слов с корнем «лет». Одна команда со­ставляет слова с приставками, другая — с суффиксами.

Корень. Спасибо, ребята, утешили вы меня. Но не один я брожу по свету, ищу родственников. Помогите подо­брать родственные слова к словам «горе» и «гора», разложите на две группы карточки с однокоренными словами к данным.

Дети выполняют задание: кто быстрее и правиль­нее распределит слова на 2группы. (Горец, горестный, горный, пригорок, пригорюнился, гористая, горевать, горюшко.)

Суффикс. Я тоже хочу поиграть с ребятами, у меня в сумке для них приготовлены слова... Но что же это такое? Все слова рассыпались по составу. Придется вам, ребята, восстановить слова.

Каждой команде за определенное время нужно вос­становить слова, рассыпанные по составу. к, за, стеж, а столь, на, н, ая

пере, чик, плет, и к, а, пол, про

крыш, по, к, а ее, н, осен

ый, вод, н на, щик, строй, и

 

Приставка. «Пришла пора мне поиграть с ребятами. Предлагаю игру «Аукцион». Я буду «продавать» при­ставки, а вы должны «покупать» их, то есть называть слова с данной приставкой. Выиграет та команда, ко­торая назовет правильное слово последней.

«Продаются» приставки про-, по-, вы-, пере-, с-, из-, на-.

Корень, суффикс, приставка. «Нам пора в словарь, но для вас мы оставляем еще одно интересное задание — ве­селые стихи с пропущенными морфемами. Вам нужно вставить подходящие по смыслу морфемы в слова, что­бы рифмы не нарушились.

Я...брался под кровать,

Чтобы брат......пугать.

На себя всю пыль...брал,

Очень мам......пугал.

 

Дал списать я на контроль...ой

Все задач...и Кол...е.

И теперь у нас в тетрад...ах

У обоих дво.и.

♦ Подведение итогов занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: