Игровое итоговое занятие по теме «суффиксальное словообразование»

Й КЛАСС

Цель: обобщение знаний и умений по теме, обогаще­ние словарного запаса, развитие слуховой памяти.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Учитель. Ребята, сегодняшнее последнее занятие по теме «Суффиксальное словообразование» мы проведем в виде игры-соревнования двух команд. К вам в гости пришел Волшебник Суффикс (показывает плакат с изображением), который будет играть с вами.

♦ Знакомство

Учитель. Вначале нам нужно познакомиться с Суффик­сом. Каждый из вас сегодня представляет тот или иной суффикс (карточка с написанным суффиксом прикре­плена у игроков на шапочках). Вы должны назвать слово с вашим суффиксом.

 

♦ Редактирование

Учитель. Видите, ребята, как много в русском языке суф­фиксов. Они делают нашу речь богаче и выразительней. Попробуйте обойтись без суффиксов — и вы увидите, как бедна и некрасива станет наша речь. Представим себе, что суффиксы вдруг исчезли из слов. Попробуйте исполнить песню «В лесу родилась елочка», убрав из слов все суффиксы. Первая команда исполняет первые три куплета, вторая команда — остальные три куплета. Первоначальный текст песни вы получите. На подго­товку дается пять минут, участвует в этом конкурсе по три игрока от каждой команды.

♦ Эстафета

Учитель. Пока участники конкурса певцов готовятся, поиграем в эстафету. На доске написаны столбики однокоренных слов с пропущенными суффиксами, по одному столбику для каждой команды. Играющие вы­ходят по очереди и вставляют нужные суффиксы в ме­сто пропуска.

♦ Игра «Кто это?» (По суффиксам профессий).

Каждой команде задается по одному вопросу по оче­реди, отвечать может любой, но если допущена ошибка, исправить ее можно только один раз. Кроме слова назы­вается еще и суффикс.

Карточка для первой команды

1. Поднимает грузы на подъемном кране. (Кра­новщик)

2. Скрепляет панели скобами и сваривает их. (Сварщик)

3. Красит окна и двери. (Маляр)

4. Делает электропроводку. (Электромонтер)

5. Кладет стены дома из кирпича. (Каменщик)

 

Карточка для второй команды

1. Ведет монтаж дома из панелей. (Монтажник)

2. Кладет на стены облицовочные плитки. (Плиточница)

3. Вставляет в рамы стекла. (Стекольщик)

4. Роет котлован для дома. (Экскаваторщик)

5. Выстругивает из дерева рамы. (Столяр)

♦ Игра «Найди пару» (Суффиксы прилагательных)

На доске два столбика слов: в первом столбике — су­ществительные, во втором — прилагательные. Нужно по­добрать по смыслу к существительным прилагательные, соблюдая лексическую сочетаемость слов. Нужно соеди­нить линиями и обозначить суффиксы прилагательных.

 

 

Команда 1 Команда2
волк ледовитый котенок цветастый
врач зубастый воздух домашний
старик ледяной адрес цветной
нож зубной хозяин дымчатый
океан костяной телевизор дымный
дом костистый халат домовитый
♦ Игра «Кто больше»  
Ведущий читает стихотворные тексты, каждой коман­де свой отрывок. Нужно назвать слова с суффиксами.
Команда 1 Команда2
Из-за леса, из-за гор Вышла кисонька на мост,
Едет дедушка Егор. Четыре лапы, пятый хвост,
Сам на лошадке. Бархатная спинка,
Жена на коровке. В лапке хворостинка.
Дети на телятках,    
Внуки на козлятках.    
       

♦ Подведение итогов занятия. Награждение победи­телей.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД «В ГОСТЯХ У ЧАСТЕЙ СЛОВА»

Й класс

Цель: закрепить умение ориентироваться в составе слов, относящихся к различным частям речи; вырабаты­вать орфографическую зоркость, развивать словарный запас путем образования новых слов, воспитывать уме­ние взаимодействовать с партнерами по команде.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Распределение детей по командам. Каждая команда садится за отдельный стол.

♦ Введение в игровую ситуацию

Логопед. Сегодня мы в гостях у частей слова (на доске изображения Приставки, Корня, Суффикса, Оконча­ния). Они, как радушные хозяева, будут вас угощать и развлекать. А вы, как вежливые гости, постарайтесь отвечать на все вопросы хозяев.

♦ Разминка

Подбор слов с заданной частью (на столах— вазоч­ки с карточками, на каждой карточке дана какая-нибудь морфема. Это «угощение». Каждый участник по очереди берет из коробки карточку, объявляет, какая морфема ему досталась, и составляет слово с данной морфемой.

♦ Игра с корнем: «Назови слово по описанию»

Каждой команде предъявляется свой корень (записы­вается на доске). Описания читает логопед, поочередно по одному каждой команде:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: