Ловкость (Л) — способность овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Измерителями ловкости являются: координационная сложность движения; точность его выполнения (точность пространственных, временных, силовых характеристик движения); высокая экономичность движений (КПД);
время выполнения движений (время, необходимое для овладения движением, или время от момента изменения обстановки до ответного движения).
Физиологическими и психологическими основами ловкости являются:
запас двигательных навыков (двигательный опыт, двигательные условные рефлексы); быстрота и точность сложных двигательных реакций; совершенствование функций двигательного анализатора (точность ощущений и восприятие собственных движений); психологическая особенность ловкости -полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки (быстрота и точность сложных двигательных реакций).
Основами развития ловкости являются следующие процессы: овладение новыми движениями, что позволяет увеличить запас двигательных навыков; повышение координационной сложности осваиваемых движений с учетом точности, согласования движений, реакции на изменение двигательной обстановки в процессе ОФП и СФП; тренировка быстрой и полной восстанавливаемости; тренировка чувства пространства (дифференцировочное торможение), чувства времени. При обучении ребенка следует идти от хаотичных, диффузных движений к точным, целенаправленным.
Гибкость (Г) — способность выполнять движения с максимальной амплитудой движений (это измеритель гибкости).
Существует два вида гибкости: активная и пассивная (АГ и ПГ). АГ проявляется в амплитуде движений за счет мышц, обеспечивающих движения в суставе (например, "ласточка"), ПГ - в повышении амплитуды движений за счет внешних сил.
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок; снижения возбудимости растягиваемых мышц; внешней температуры воздуха; возраста; суточной периодики. Гибкость отрицательно коррелирует с силой.
Для развития гибкости используются две группы упражнений. Активные выполняются за счет сокращения мышц (сюда включаются простые движения: наклоны вперед, выпрямление, пружинистые движения, маховые движения). Пассивные движения - это самозахват с внешней помощью, статические упражнения.
В последние годы разработана система стретчинг, обеспечивающая целенаправленное повышение потенциала гибкости.
7. Физиологические механизмы и методы тренировки выносливости
Виды и измерение выносливости. Выносливость (В) - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.
Выносливость, работоспособность и способность противодействовать утомлению - очень сходные понятия. Выделяют четыре типа утомления (У), соответственно и выносливости: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое.
Физическое утомление соответственно разделяют на: локальное, при котором в работе занято менее 1/3 мышц, региональное (в работе занято от 1/3 до 2/3 мышц) и глобальное, когда в работе участвуют более 2/3 мышц. В соответствии с этим выделяют и типы выносливости:
- локальная (мышечная) выносливость характеризуется устойчивым состоянием работоспособности нервно-мышечного аппарата, поздним развитием охранительного торможения в нервных центрах;
- выносливость к глобальной работе чаще называется термином "общая выносливость". Ее отражает совокупность функциональных свойств организма, которые обусловлены неспецифической, так называемой вегетативной, составляющей, главным компонентом которой являются аэробные возможности организма.
Выделяют такие виды выносливости, как статическая, силовая, скоростная, скоростно-силовая (выносливость соответственно к статической, силовой, спринтерской, ациклической деятельности).
Выносливость специфична. Роль генетических факторов в развитии выносливости составляет 80-85% и средовых факторов - 20-25%.
Существуют педагогические и физиологические средства измерения выносливости. К педагогическим средствам относится измерение времени (t) при заданной скорости (V) или мощности (W) выполняемой работы до предела; измерение времени (t) при стандартной длине (S) дистанции. Понятие о физиологических средствах можно составить, рассмотрев механизмы развития выносливости.
Физиологические механизмы развития выносливости. Выделяют три основных физиологических механизма развития выносливости: биоэнергетические механизмы (аэробная и анаэробная производительность, или выносливость); механизмы совершенствования "функциональной устойчивости" деятельности различных систем организма, позволяющие продолжать работу при прогрессирующих сдвигах в гомеостазе и нарастающем утомлении (большое значение имеет устойчивость к гипоксии); механизм развития функциональной экономизации (уменьшение энерготрат на единицу работы) и повышения эффективности деятельности всего организма (уменьшение сдвигов функций на равную работу).