Контроль за координационной сложностью нагрузки

Определить координационную сложность тренировочных упражне­ний можно при визуальных и инструментальных наблюдениях. Для этого надо заранее разработать схему наблюдений, выделив признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефи­цит времени, необычность исход­ных положений, внезапность изме­нения ситуаций и т. п.

Особенно велико влияние фак­тора координационной сложности в играх, единоборствах, гимнастике и т. п. На рис. 100 приведен такой пример. Четверо футболистов вы­полняют упражнение, в котором игрок Б играет «в стенку» с игро­ком В, затем проходит с мячом по флангу и делает нацеленную пере­дачу в штрафную площадку. Игро­ки А, В и Г должны на высокой скорости ворваться в штрафную

Рис.100

Вариант технико-тактического упражне­ния средней координационной сложности


площадку (каждый на свою позицию); тот из них, кто окажется ц наи­более выгодном положении, завершает атаку ударом в ворота. Величи­на нагрузки в этом задании определяется длиной отрезков, скоростью их пробегания, интервалами отдыха, числом повторений и координа­ционной сложностью упражнения, которая в данном случае средняя. Если это упражнение усложнить за счет того, что в зонах, куда врываются нападающие А, В и Г, поставить трех защитников, кото­рые будут активно им противодействовать, то координационная слож­ность упражнения увеличится и вследствие этого величина и направ­ленность нагрузки сразу же изменятся.

Наблюдения показывают, что игроки команд, использующих в занятиях упражнения повышенной сложности, оказываются физически более подготовленными. Кроме того, эффективность техники каждого из них и результативность команды в целом заметно повышаются.

Анализ тренировочных нагрузок б сборных командах СССР по акробатике, гимнастике, фигурному катанию на коньках показал, что больших успехов на соревнованиях добивались те спортсмены, у которых число элементов и комбинаций повышенной сложности, выполненных в процессе занятий, было больше. Коэффициенты корреляции между оценками на соревнованиях и объемами координаци­онно сложных упражнений составляют 0,60—0,85.

Выполнение координационно сложных упражнений приводит к возникновению так называемой психической напря­женности. Внешними ее проявлениями являются скован­ность движений, искажение техники; внутренними — повышенные фи­зиологические, биохимические и т. п. показатели. Причины психиче­ской напряженности — боязнь получить травму при выполнении сверхсложных элементов, сильное эмоциональное возбуждение во время соревнований и т. д. Методы контроля за психической напря­женностью весьма специфичны и зависят от устойчивости психики конкретного спортсмена, а также от факторов, обусловливающих координационную сложность упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: