Сущность и причины международной торговли

ЛЕКЦИЯ №3

 

по дисциплине МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

Тема 3. Международная торговля: сущность, динамика, современное состояние

 

Занятие №1. Международная торговля: сущность, динамика, современное состояние

 

 

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии №2   «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

 

 


Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить сущность международной торговли.

2. Уточнить основные причины участия страны в международной торговле.

3. Формировать гражданскую позицию, навыки анализа важнейших собы­тий в мире и России, добиваться потребности в постоянном обогащении знаний.

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Сущность и причины международной торговли.

Формы и методы международной торговли.

Внешнеторговая политика: либерализм, протекционизм, автаркия.

4. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития.

Заключение.

Литература:

 

а) Основная

1. Мировая экономика: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 654 с.

2. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.

3. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 332 с.

4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения; Учебник. Юрист, 1999.– С. 19-60.

5. Раджабова З.К.Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд.,испр. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.

6. Международные экономические отношения: учеб. / Н. Н. Ливенцев [и др.]; под ред. Н. Н. Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 656 с.

 

б) дополнительная

1. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.

2. Янова В.В. Экономика: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 282 с.

Учебно-материальное обеспечение

Учебно-методический комплекс по теме №2:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №2.

3. План-конспект проведения лекционного занятия №2.

4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.

5. Классная доска, мел, указка.

6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.

Текст лекции

 

Введение

 

На протяжении нескольких тысячелетий, со времени зарождения цивилизаций, вывоз товаров в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства.

Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

В XIX в. стремительный рост производства и развитие средств транспорта и связи привели к огромному расширению сферы внешней торговли и увеличению ее объема.

Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием ми­рового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений (МЭО). Имен­но через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ).

Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, про­довольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.

Учебные вопросы (основная часть):

 

Сущность и причины международной торговли

 

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля. По некоторым оцен­кам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО.

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли.

Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, – торговля становится внешней (иначе – международной).

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран.

При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия, государственные структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: