ЛЕКЦИЯ №3
по дисциплине МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Тема 3. Международная торговля: сущность, динамика, современное состояние
Занятие №1. Международная торговля: сущность, динамика, современное состояние
|
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить сущность международной торговли.
2. Уточнить основные причины участия страны в международной торговле.
3. Формировать гражданскую позицию, навыки анализа важнейших событий в мире и России, добиваться потребности в постоянном обогащении знаний.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Сущность и причины международной торговли.
Формы и методы международной торговли.
Внешнеторговая политика: либерализм, протекционизм, автаркия.
4. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития.
Заключение.
Литература:
а) Основная
1. Мировая экономика: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.
|
|
2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 654 с.
2. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
3. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 332 с.
4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения; Учебник. Юрист, 1999.– С. 19-60.
5. Раджабова З.К.Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд.,испр. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
6. Международные экономические отношения: учеб. / Н. Н. Ливенцев [и др.]; под ред. Н. Н. Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 656 с.
б) дополнительная
1. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
2. Янова В.В. Экономика: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 282 с.
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме №2:
1. Текст фондовой лекции.
2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №2.
3. План-конспект проведения лекционного занятия №2.
4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.
5. Классная доска, мел, указка.
6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
Текст лекции
Введение
На протяжении нескольких тысячелетий, со времени зарождения цивилизаций, вывоз товаров в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства.
Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».
|
|
В XIX в. стремительный рост производства и развитие средств транспорта и связи привели к огромному расширению сферы внешней торговли и увеличению ее объема.
Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений (МЭО). Именно через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ).
Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, продовольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.
Учебные вопросы (основная часть):
Сущность и причины международной торговли
Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля. По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО.
Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли.
Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, – торговля становится внешней (иначе – международной).
Международная торговля – это обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран.
При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия, государственные структуры.