Внешнеторговая политика: либерализм, протекционизм, автаркия

Либерализм – совокупность взглядов на функционирование хозяйства и принципы экономической политики, отвергающих необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь.

Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) – это политика на устранение барьеров на пути международного обмена.

Доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических объектов возникла в XVIII в. (Д. Стюарт Милль, Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа) в условиях промышленной революции, стала официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития, и основывается на трех принципах:

1) на частной собственности как юридической основе экономической жизни;

2) на свободном предпринимательстве как генераторе экономического прогресса;

3) на свободной конкуренции как регулирующем механизме экономических отношений.

При этом государству отводится роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, призыв к фритредерству исходит исключительно от тех стран, которые добились наиболее крупных успехов в своем развитии, конкурентоспособности подавляющей части секторов национальной экономики. Оно же ведет к неизбежному использованию протекционистской политики теми странами, у которых оказывается недостаточный уровень промышленного развития и конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках.

Обращает на себя внимание и тот факт, что страны, проповедующие политику свободной торговли, под различными предлогами выступают с угрозами о принятии протекционистских мер или вводят их, как только та или иная Отрасль их экономики начинает испытывать давление со стороны производителей других стран.

Протекционизм –(англ. protectionism от лат. protectio – прикрытие, защита, покровительство) – экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.

В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.

Цели протекционизма:

· защита отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Если в этих отраслях господствуют иностранные конкуренты, то эти отрасли могут оказаться в сложном положении в период войны.

· защита своих еще недостаточно развитых отраслей в момент их интенсивного роста.

Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.

· защита более развитых стран от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.

Некоторые страны могут продавать свои товары в более развитых странах по боле низким ценам, так как их рабочие получают более низкую зарплату. Жители развитых стран должны либо согласиться на более низкую заработную плату, либо потерять работу.

· увеличение внутренней занятости. Сокращение импорта приводит к росту внутреннего производства и занятости.

· защита отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости (демпинг).

Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.

Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологии., экологического контроля, технические стандарты и др.).

Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.

Прежде чем прибегнуть к такой политике, правительствам приходится решать множество проблем. Естественно, страны, не желающие столкнуться с ответными мерами со стороны других государств, не станут защищать таким путем национальное производство.

С другой стороны, производство, имеющее в военное время первостепенное значение, в годы мира может быть просто уничтожено, если не предпринимать никаких усилий по его защите.

Следует также принимать во внимание интересы общества в целом. Защита определенной отрасли или производства может способствовать росту в них прибылей и поддержанию занятости, но это может наносить ущерб потребителям, которым приходится платить большую цену за изделия этой отрасли (производства), чем в случае возможности приобретения импортных товаров по цене, не включающий протекционистских импортных пошлин.

Негативные аспекты политики протекционизма можно свести к следующим последствиям:

- замедление научно-технического прогресса;

- нейтрализация фактора внешней конкуренции;

- обособление структурных сдвигов в национальной экономике;

- повышение цен не только на импортные, но и на аналогичные товары отечественного производства;

- перераспределение доходов потребителей в пользу государства.

Автаркия – хозяйственная политика, следствием которой становится создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках страны (или региона), разрыв традиционных экономических связей со всеми партнерами.

Основными средствами этой политики являются установление высоких ограничительных пошлин на ввозимые товары, повышение цен на потребительские товары, создание всякого рода препятствий развитию экономических и торговых связей и отношений с другими странами.

При этом товарно-рыночные отношения сохраняются лишь внутри отгородившегося от остального мира хозяйства. В результате не используются возможности обмена различными потребительными стоимостями с другими странами. Эта политика подвергалась осуждению экономистов, начиная со времен Адама Смита (1723–1790), хотя некоторые страны по политическим мотивам придерживались автаркии. В качестве примера можно привести Советский союз после Второй мировой войны, который выбрал эту политику, обосновывая ее тем, что страна с менее развитой экономикой сможет лучше развивать ее при отсутствии конкуренции с зарубежными производителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: