Нормальная и аварийная остановка агрегатов

Все остановки ГПА на компрессорной станции подразделяются на нормальные и вынужденные. Заводы-изготовители в системе управления ГПА предусматривают алгоритмы нормальных и аварийных остановок.

Нормальные остановки (НО) подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые нормальные остановки связаны с выводом ГПАв ремонт, проведением ревизии и выводом в резерв его по графику.

Внеплановые нормальные остановки, как правило, не связаны с отказами ГПА и проводятся по предварительно принятому распоряжению центральной диспетчерской службы. Чаще всего они связаны с поддержанием режима работы газопровода. Изменение режима работы может произойти при сокращении подачи газа по газопроводу из-за уменьшения потребления газа потребителями или возможного разрыва трубопровода, а также для экономии расхода топливного газа при избыточном числе работающих ГПА.

Нормальные остановкиГПА характеризуются обязательным выводом на рециркуляционное кольцо компрессорной станции, группы агрегатов или отдельного агрегата с постепенной его разгрузкой и отключением нагнетателя от технологических коммуникаций газопровода. Поэтому в условиях, не являющихся аварийными, необходимо всегда проводить нормальную остановку ГПА.

Вынужденные остановки в свою очередь, могут быть нормальными и аварийными.

Вынужденная нормальная остановка (ВНО) выполняется по команде оператора эксплуатационного персонала при незначительных отклонениях в режиме работы ГПА, появлении предупреждающих сигналов системы автоматики и других отклонениях, при которых агрегат может продолжать работать и не требуется его экстренная (аварийная) остановка, например, при возникновении утечек масла, быстром снижении уровня масла в маслобаке, резком возрастании расхода масла через поплавковую камеру, появлении посторонних шумов внутри проточной части агрегата, повышении уровня вибрации и пр.

Нормальная остановка агрегата осуществляется в такой последовательности.

- При последовательной работе неполнонапорных агрегатов отключение ГПА от режима работы в трассу и переход на режим "кольцо" осуществляется открытием станционного крана № 6. Постепенно снижают обороты до минимальной частоты вращения валов ТНД и нагнетателей. После нажатия кнопки "НО" (нормальная остановка) агрегат отключают от газопровода. При этом открываются краны № 3 и Збис и закрываются краны № 1 и 2.

Отключение от газопровода полнонапорного ГПА происходит аналогично с разгрузкой нагнетателя открытием агрегатного рециркуляционного крана № 6.

После открытия крана №5 газ из нагнетателя стравливается в атмосферу.

- После снижения давления масла за главным маслонасосом обязательно должен включиться пусковой масляный насос (ПМН).

- После остановки вала ТНД выключают МНУ, (насос маслоуплотнения) предварительно убедившись, что краны на трубопроводах технологического газа полностью закрыты.

- После полной остановки агрегата ПМН оставляют в работе до тех пор, пока температура за ТНД не понизится до 80°С. Если после остановки масляного насоса температура подшипников повысится до 75°С, то вновь включают ПМН (это требование необходимо для предохранения подшипников скольжения). Для равномерного остывания роторов необходимо периодически валоповоротом проворачивать ротор ТВД до снижения температуры над турбиной примерно до 100°С.

Нормальная остановка агрегата производится автоматически нажатием на кнопку "Нормальная остановка" (НО) на панели управления. При этом в строгой последовательности выполняются все вышеуказанные операции, после чего электромагнитный выключатель прекращает подачу топлива и обеспечивает необходимую перестановку кранов.

Аварийная остановка (АО) агрегата осуществляется при угрозе аварии по команде оператора или автоматически от устройств защиты, а также во всех случаях отклонений от нормального режима, создающих угрозу безопасности обслуживающего персонала или сохранности оборудования.

 

Аварийная остановка работающего агрегата при срабатывании системы защиты происходит в случаях:

- погасания факела в камере сгорания;

- повышения температуры газов за ТНД выше максимально допустимой;

- повышения температуры подшипников ГПА выше максимально допустимой;

- повышения частоты вращения роторов ТВД и ТНД выше предельно допустимого значения;

- осевого сдвига ротора турбины и нагнетателя (повышения давления и сигнала на ЭКМ);

- понижения давления масла на смазку подшипников турбины и нагнетателя ниже допустимых значений;

- появления недопустимой вибрации подшипников ГПА (значение виброскорости выше предельно допустимых значений);

- понижения перепада между давлением масла и давлением газа в уплотнении нагнетателя ниже допустимого значения (перепад "масло - газ");

- самопроизвольном срабатывании кранов обвязки турбины и нагнетателя;

- нерасцеплении муфты турбодетандера при пуске агрегата и повышении частоты вращения ротора турбодетандера сверх допустимой.

Вынужденная аварийная остановка агрегата выполняется сменным персоналом нажатием кнопки "Аварийная остановка" или воздействием на пневматические (гидравлические) кнопки управления:

- при отказах системы защиты (хотя бы одной из вышеперечисленных защит);

- воспламенение масла на турбине (если невозможно быстро погасить пламя подручными средствами);

- внезапном прорыве газа в помещении машинного зала;

- появлении дыма из подшипников;

- появлении условий, создающих угрозу безопасности обслуживающему персоналу или поломки оборудования.

 

Алгоритм аварийной остановки осуществляется в следующем порядке:

а) при срабатывании системы защиты закрывается стопорный клапан подачи топлива. Открываются краны № 6, 3, Збис, закрываются всасывающий № 1 и нагнетательный № 2 краны. После того, как всасывающий и нагнетательный краны закрылись, выпускной кран № 5 открывается, стравливая газ из контура нагнетателя в атмосферу;

б) при нажатии на кнопку "Аварийная остановка" закрывается стопорный клапан подачи топлива. Одновременно краны № 6, 3, Збис, 5 открываются, а краны № 1 и 2 закрываются, т.е. газ стравливается в атмосферу до закрытии кланов № 1 и 2.

После любой аварийной остановки необходимо найти причину неисправности и устранить ее.

Пуск агрегата без выполнения этого условия категорически запрещен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: