Все остановки ГПА на компрессорной станции подразделяются на нормальные и вынужденные. Заводы-изготовители в системе управления ГПА предусматривают алгоритмы нормальных и аварийных остановок.
Нормальные остановки (НО) подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые нормальные остановки связаны с выводом ГПАв ремонт, проведением ревизии и выводом в резерв его по графику.
Внеплановые нормальные остановки, как правило, не связаны с отказами ГПА и проводятся по предварительно принятому распоряжению центральной диспетчерской службы. Чаще всего они связаны с поддержанием режима работы газопровода. Изменение режима работы может произойти при сокращении подачи газа по газопроводу из-за уменьшения потребления газа потребителями или возможного разрыва трубопровода, а также для экономии расхода топливного газа при избыточном числе работающих ГПА.
Нормальные остановкиГПА характеризуются обязательным выводом на рециркуляционное кольцо компрессорной станции, группы агрегатов или отдельного агрегата с постепенной его разгрузкой и отключением нагнетателя от технологических коммуникаций газопровода. Поэтому в условиях, не являющихся аварийными, необходимо всегда проводить нормальную остановку ГПА.
Вынужденные остановки в свою очередь, могут быть нормальными и аварийными.
Вынужденная нормальная остановка (ВНО) выполняется по команде оператора эксплуатационного персонала при незначительных отклонениях в режиме работы ГПА, появлении предупреждающих сигналов системы автоматики и других отклонениях, при которых агрегат может продолжать работать и не требуется его экстренная (аварийная) остановка, например, при возникновении утечек масла, быстром снижении уровня масла в маслобаке, резком возрастании расхода масла через поплавковую камеру, появлении посторонних шумов внутри проточной части агрегата, повышении уровня вибрации и пр.
Нормальная остановка агрегата осуществляется в такой последовательности.
- При последовательной работе неполнонапорных агрегатов отключение ГПА от режима работы в трассу и переход на режим "кольцо" осуществляется открытием станционного крана № 6. Постепенно снижают обороты до минимальной частоты вращения валов ТНД и нагнетателей. После нажатия кнопки "НО" (нормальная остановка) агрегат отключают от газопровода. При этом открываются краны № 3 и Збис и закрываются краны № 1 и 2.
Отключение от газопровода полнонапорного ГПА происходит аналогично с разгрузкой нагнетателя открытием агрегатного рециркуляционного крана № 6.
После открытия крана №5 газ из нагнетателя стравливается в атмосферу.
- После снижения давления масла за главным маслонасосом обязательно должен включиться пусковой масляный насос (ПМН).
- После остановки вала ТНД выключают МНУ, (насос маслоуплотнения) предварительно убедившись, что краны на трубопроводах технологического газа полностью закрыты.
- После полной остановки агрегата ПМН оставляют в работе до тех пор, пока температура за ТНД не понизится до 80°С. Если после остановки масляного насоса температура подшипников повысится до 75°С, то вновь включают ПМН (это требование необходимо для предохранения подшипников скольжения). Для равномерного остывания роторов необходимо периодически валоповоротом проворачивать ротор ТВД до снижения температуры над турбиной примерно до 100°С.
Нормальная остановка агрегата производится автоматически нажатием на кнопку "Нормальная остановка" (НО) на панели управления. При этом в строгой последовательности выполняются все вышеуказанные операции, после чего электромагнитный выключатель прекращает подачу топлива и обеспечивает необходимую перестановку кранов.
Аварийная остановка (АО) агрегата осуществляется при угрозе аварии по команде оператора или автоматически от устройств защиты, а также во всех случаях отклонений от нормального режима, создающих угрозу безопасности обслуживающего персонала или сохранности оборудования.
Аварийная остановка работающего агрегата при срабатывании системы защиты происходит в случаях:
- погасания факела в камере сгорания;
- повышения температуры газов за ТНД выше максимально допустимой;
- повышения температуры подшипников ГПА выше максимально допустимой;
- повышения частоты вращения роторов ТВД и ТНД выше предельно допустимого значения;
- осевого сдвига ротора турбины и нагнетателя (повышения давления и сигнала на ЭКМ);
- понижения давления масла на смазку подшипников турбины и нагнетателя ниже допустимых значений;
- появления недопустимой вибрации подшипников ГПА (значение виброскорости выше предельно допустимых значений);
- понижения перепада между давлением масла и давлением газа в уплотнении нагнетателя ниже допустимого значения (перепад "масло - газ");
- самопроизвольном срабатывании кранов обвязки турбины и нагнетателя;
- нерасцеплении муфты турбодетандера при пуске агрегата и повышении частоты вращения ротора турбодетандера сверх допустимой.
Вынужденная аварийная остановка агрегата выполняется сменным персоналом нажатием кнопки "Аварийная остановка" или воздействием на пневматические (гидравлические) кнопки управления:
- при отказах системы защиты (хотя бы одной из вышеперечисленных защит);
- воспламенение масла на турбине (если невозможно быстро погасить пламя подручными средствами);
- внезапном прорыве газа в помещении машинного зала;
- появлении дыма из подшипников;
- появлении условий, создающих угрозу безопасности обслуживающему персоналу или поломки оборудования.
Алгоритм аварийной остановки осуществляется в следующем порядке:
а) при срабатывании системы защиты закрывается стопорный клапан подачи топлива. Открываются краны № 6, 3, Збис, закрываются всасывающий № 1 и нагнетательный № 2 краны. После того, как всасывающий и нагнетательный краны закрылись, выпускной кран № 5 открывается, стравливая газ из контура нагнетателя в атмосферу;
б) при нажатии на кнопку "Аварийная остановка" закрывается стопорный клапан подачи топлива. Одновременно краны № 6, 3, Збис, 5 открываются, а краны № 1 и 2 закрываются, т.е. газ стравливается в атмосферу до закрытии кланов № 1 и 2.
После любой аварийной остановки необходимо найти причину неисправности и устранить ее.
Пуск агрегата без выполнения этого условия категорически запрещен.