Задача оптимизации работы компрессорных станций МГП – это перераспределение нагрузки между КС и выбор схемы компримирования природного газа с минимальными энергозатратами, которым соответствует минимальная внутренняя мощность, наибольший политропический КПД и оптимальная степень сжатия (т.е. близкая по значению паспортным данным) при заданной производительности перекачки [22]. Сравнение режимов ведется по величине удельных энергозатрат.
Энергозатраты для ГМК и ГТУ – это расход топливного газа в приводном устройстве.
Энергозатраты для ЦБН с электроприводом – расход электроэнергии.
Удельные энергозатраты – это отношение общих энергозатрат к объёмному расходу газа за единицу времени при стандартных условиях. Более полным критерием оптимального перераспределения нагрузки между ГПА является минимум удельных топливно- энергетических затрат при учете реального технического состояния ГПА. Снижение КПД и рост мощности при одной и той же производительности говорит об ухудшении технического состояния машины.
|
|
В расчетах техническое состояние нагнетателя учитывается коэффициентом реального состояния KNe, который равен отношению политропического КПД компрессора на момент проверки его технического состояния (ηпол1) к политропическому КПД новой машины (ηпол н) (уравнение 6.39) [21]:
(6.39)
Политропический КПД может оцениваться с использованием приведенных характеристик, о которых говорилось ранее, или с помощью уравнения 6.24:
.
Показатель адиабаты k принимается равным 1,3 (k = 1,3).
По законам термодинамики температура в конце процесса сжатия газа
равна [4]:
(6.40)
Преобразовав данное уравнение и зная, что , можно записать уравнения 6.41 и 6.42:
(6.41)
(6.42)
где ε – степень сжатия;
Т1, Т2 – температура в начале и конце процесса сжатия газа, °К.
Величины ε, Т1, Т2 известны из реальных условий эксплуатации компрессора на заданный момент времени, что дает возможность рассчитать ηпол1, ηпол н и коэффициент Кр с.
Для оптимальных режимов работы КС должно соблюдаться равенство 6.43:
Эуд 1 Кр.с. ГПА1 = Эуд 2 Кр.с. ГПА2 = … = Эуд Кр.с. ГПАn, (6.43)
где Эуд – удельные энергозатраты для каждого ГПА;
Кр с – коэффициент реального состояния машины.