Источники власти лидера в организации

 

Зная о зависимости, связанной с тремя характеристиками ресурсов, лидер может использовать различные источники власти. Пять типов власти, о которых мы говорили выше, обеспечиваются должностным положением или личными качествами человека. Эти типы власти определяют влияние, которым обладает лидер. Однако в рамках теории стратегических ситуаций указываются источники власти, связанные не с должностным положением или личными характеристиками, а с ролью лидера в корпоративной деятельности. В этом контексте источниками власти являются зависимость между отделами, контроль над информацией, центральное положение, устранение неопределенности.

1. Зависимость отделов друг от друга. Одним из важнейших источников власти лидера во многих организациях является зависимость отделов друг от друга. Зачастую потоки материалов, ресурсов и информации в организации имеют одно направление. В таких случаях начальники отделов, получающих ресурсы, будут иметь меньше власти, чем начальники обеспечивающих отделов. Рассмотрим, например, ситуацию, в которой находятся менеджеры табачной фабрики из пригорода Парижа. Можно было бы предположить, что производственный отдел имеет больше власти, чем технический, но это не так. Производство сигарет автоматизировано и представляет собой однообразный процесс. С другой стороны, рядовые сотрудники и начальники технического отдела, ответственные за ремонт оборудования, выполняют сложные задания и имеют богатый опыт работы. Технические специалисты могут останавливать конвейер в целях профилактики или замены оборудования, поэтому производственный отдел зависит от технического.

2. Контроль над информацией. Несмотря на тенденцию передачи властных полномочий и усиления информационного обмена, существует неопровержимая данность: одни люди почти всегда будут владеть большей информацией, чем другие. Контроль над информацией (доступ к ней и регулирование ее распределения) является одним из главных источников власти. Большинство лидеров признают: информация важнейший ресурс бизнеса, и контролируя ее сбор и распределение, можно оказывать влияние на принимаемые решения. В некоторой степени доступ к информации зависит от занимаемой должности. Топ-менеджеры обычно имеют более свободный доступ к информации, чем руководители среднего звена и рядовые сотрудники. Они могут выборочно использовать информацию, чтобы оказывать влияние на подчиненных и их действия. Однако контроль над информацией может быть источником власти также и для рядовых сотрудников и руководителей среднего звена. Сотрудники, имеющие эксклюзивный доступ к необходимой лидерам информации, получают значительную власть. Например, главный исполнительный директор может зависеть от операционного менеджера, который получает и интерпретирует комплексные данные по корпоративной деятельности.

Некоторые лидеры пытаются усилить свою власть за счет контроля над информацией. Рассмотрим некоммерческую организацию, которая финансирует проведение книжных ярмарок. Координатор, ответственный за организацию ярмарки, активно контактирует с издательствами, которые сообщают ему о наиболее интересных книжных новинках. Далее координатор передает полученную информацию исполнительному директору и членам организационного комитета, влияя таким образом на программу ярмарки и состав представленных на ней авторов, которых могло бы не быть в первоначальных списках.

3. Центральное положение – это роль, которую играет лидер или отдел в важнейших видах корпоративной деятельности. Центральное положение позволяет влиять на конечный продукт, выпускаемый организацией. В технологически ориентированных компаниях (таких, например, как Intel) инженеры обладают значительной властью, потому что именно они обеспечивают выпуск инновационных продуктов, и в этом смысле организация зависит от них. Напротив, инженеры в компаниях, где первостепенное значение имеет маркетинг (к таким компаниям можно отнести Procter & Gamble или Kimberly-Clark), обладают меньшей властью. Центральное положение позволяет приобрести власть и внести весомый вклад в общее дело. Например, в университете Иллинойса (University of Illinois) научные гранты являются важным ресурсом. Поэтому отделы, генерирующие значительное количество грантов, располагают наибольшей властью, ведь данная форма денежной субсидии становится существенной надбавкой к жалованью профессорско-преподавательского состава.

4. Устранение неопределенности. Окружающая среда подвержена стремительным и неожиданным изменениям, что создает серьезные трудности для лидеров. В условиях неопределенности руководители зачастую вынуждены принимать решения, не владея полной информацией. Начальники отделов, способных снижать степень неопределенности, получают значительную власть. Когда, например, сотрудники отдела маркетинга способны точно спрогнозировать изменения требований к новому продукту, они зарабатывают престиж и приобретают влияние, потому что устраняют неопределенность. В этом контексте будет интересно рассмотреть кризисную ситуацию, в которой оказалась PepsiCo в начале 1990-х годов

Руководители отдела по связям с общественность компании PepsiCo предприняли продуманные действия, что позволило им снять неопределенность и приобрести заметное влияние. Отделы по связям с общественностью многих организаций имеют сильную власть, потому что в наши дни даже незначительное событие способно вызвать серьезный кризис. Стратегические проблемы организаций постоянно меняются, что приводит к перераспределению власти. В этих условиях отделы, помогающие снять неопределенность, усиливают свою власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: