Понятие источника (формы) права

Как уже было выяснено, право представляет собой совокупность самых различных норм. Однако реальное воплощение нормы находят в специальных текстах – документах, которые носят, в первую очередь, информационный характер. В современных общественных науках термин «источник права» воспринимается по-разному. Например, с точки зрения политических наук источником права является государство, поскольку государство вырабатывает общеобязательные правила поведения и выступает в роли источника, от которого эти нормы исходят. С точки зрения социологии источником права выступают конкретные общественные отношения, которые нуждаются в урегулировании. С юридической (формальной) точки зрения под источником понимается внешнее выражение норм права, способ закрепления норм права.

Исходя из этого, следует указать на три возможных определения источника права.

В политическом смысле под источником права следует понимать государство, издающее общеобязательные правила поведения, обеспеченные его силой.

В социологическом смысле под источником права необходимо понимать совокупность общественных отношений, которые объективно нуждаются в регулировании.

В юридическом (формальном) смысле под источником права понимается способ установления воли государства путем придания нормам права внешнего выражения.

Нередко поэтому в юридической литературе источник права называют формой права, что не является ошибкой, поскольку философское понятие формы само по себе и означает внешнее выражение какого-либо явления.

Источник (форма) права являются чрезвычайно важной правовой категорией. Нормы права могут по-разному находить свое воплощение в конкретных формах, однако возможно выделение некоторых общих черт для всех источников. Во-первых, каждый источник права содержит нормы права. Во-вторых, каждый источник права создан под влиянием государства. В-третьих, нормы каждого источника права обязательны для исполнения (свойство общеобязательности). В-четвертых, источник права имеет собственную форму выражения и закрепления норм права.

Историческое многообразие государств породило множеством видов источников права, которое можно проиллюстрировать следующим образом.

Виды источников (форм) права
Нормативно-правовой акт
Нормативный договор
Юридический прецедент
Правовой обычай
Правовая доктрина
Религиозные догмы
Естественное право

Таблица 31. Виды источников (форм) права

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, установленной формы, принятый в пределах компетенции определенного органа или должностного лица (государственного, муниципального или частного: обществ, товариществ, иных организаций) в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неоднократное применение и действующий в отношении неопределенного круга лиц.

Основными признаками нормативно-правового акта выступают:

1) официальность;

2) наличие установленной формы;

3) жесткая регламентация порядка принятия;

4) наличие общеобязательных норм;

5) неоднократность применения;

6) действие в отношении неопределенного круга лиц.

Нормативно-правовые акты поддаются развернутой классификации. Прежде всего, необходимо выделить такие нормативно-правовые акты как законы и подзаконные акты.

Виды нормативно-правовых актов
Законы Подзаконные акты

Таблица 32. Виды нормативно-правовых актов

Закон – акт высшей юридической силы, который обладает всеми признаками нормативно-правового акта. В отличие от закона подзаконные акты имеет меньшую юридическую силу, издаются во исполнение законов уполномоченными органами, как правило, исполнительной власти. Подзаконные акты конкретизируют положения законов и должны им полностью соответствовать.

В зависимости от юридической силы законы имеют определенную иерархию, которая обозначена в таблице 33.

Виды законов в зависимости от юридической силы
Конституционные Обыкновенные
  Кодифицированные (кодексы) Текущие

Таблица 33. Виды законов в зависимости от юридической силы

К конституционным законам в России относятся Конституция РФ и федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы принимаются согласно прямым предписаниям Конституции.

Обыкновенные законы в России именуются федеральными законами, которые бывают двух видов: кодифицированные законы (например, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ) и текущие законы – обычные федеральные законы (например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе», Федеральный закон «О государственной границе»).

В зависимости от времени действия законы также имеют определенную классификацию.

Виды законов в зависимости от их действия во времени
Постоянные Временные Чрезвычайные

Таблица 34. Виды законов в зависимости от их действия во времени

Постоянные законы действует на территории России без каких-либо временных ограничений (например, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ). Временные законы принимаются для реализации, как правило, каких-либо государственных программ (например, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»). Чрезвычайные законы принимаются и вступают в действие только в экстраординарных условиях – в военное время (так называемые «законы военного времени») или во время чрезвычайного положения.

В зависимости от действия в пространстве законы также имеют определенную классификацию.

Виды законов в зависимости от их действия в пространстве
Федеральные законы Законы субъектов

Таблица 35. Виды законов в зависимости от их действия во времени

Классификация законов таблицы 35 характерна для федеративных государств, поскольку административно-территориальные единицы в унитарных государствах не обладают правом издавать свои собственные законы.

В качестве примера закона субъекта можно привести Устав Санкт-Петербурга от 14 января 1998 года или ранее уже упоминавшийся Закон СПб «Об административных правонарушениях в СПб».

Подзаконный акт – акт уполномоченного органа или должностного лица исполнительной власти, органа или должностного лица муниципального образования или определенной организации, имеющий все признаки нормативно-правового акта.

Подзаконные акты в зависимости от субъекта, принявшего их
Публичные Частные
Государственных органов и их должностных лиц Муниципальных образований, их органов и должностных лиц  
     

Таблица 36. Классификация подзаконных актов в зависимости от субъекта, принявшего их

Публичные подзаконные акты характеризуются тем, что исходят от органов публичной власти – исполнительных органов государственной власти (например, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств) или от муниципальных образований (например, постановления главы муниципального образования).

Частные подзаконные акты характеризуются тем, что исходят не от какого-либо публичного органа, а исходят от организаций. Например, известно, что многие юридические лица на своей территории устанавливают специфические правила поведения: запрещается курить, приносить с собой спиртные напитки и совершать другие действия. Все эти предписания выражены в форме частных подзаконных нормативно-правовых актов, соблюдение и исполнение которых обязательно для всех лиц, попадающих под его действие (например, в отношении посетителей кафе).

Нормативный договор является достаточно распространенным источником права в первую очередь для международного права. Однако существует также множество внутригосударственных нормативных договоров. Нормативный договор не следует путать с обычным договором (трудовым, гражданско-правовым), поскольку нормативный договор обладает свойством общеобязательности – его правила обязательны для исполнения всеми, а правила, например, гражданско-правового договора обязательны лишь для его сторон и не касаются третьих лиц.

Суть нормативного договора заключается в том, что субъекты, например, государства в ходе переговоров, реализации внешнеполитической функции государства, приходят к некоторому соглашению. Такое соглашение оформляется в виде специального документа, который может иметь различные наименования: пакт, соглашение, договор.

Можно провести следующую классификацию нормативных договоров.

Виды нормативных договоров
Внешние Внутригосударственные

Таблица 37. Виды нормативных договоров

Под внешними нормативными договорами понимаются соглашения между одним государством и другим, между государством и международными организациями, между государством и образования другого государства (организации, субъекты при федеративном устройстве), между правительствами государств и т.д. Суть внешних нормативных договоров заключается в том, что один субъект является государственно-властной структурой, а другой субъект (контрагент) – является иностранной или международной структурой. Например, соглашения между Россией и Германией, между Россией и Организацией Объединенных Наций, между Правительством России и Правительством Украины, между Республикой Татарстан и Украиной, между Федеральной службой безопасности России и Государственной пограничной службой Республики Туркменистан и т.д.

Виды внешних нормативных договоров
Между государствами Между правительствами Между ведомствами

Таблица 38. Виды внешних нормативных договоров

Под внутренними нормативными договорами понимаются соглашения между органами государственной власти внутри государства, между субъектами государства (при федеративном устройстве государства) или между государством и субъектами. Внутренние нормативные договоры не должны противоречить закону.

Например, отраслевое соглашение между Федеральной службой безопасности и Министерством связи России, соглашение между Республикой Татарстан и Республикой Дагестан, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Татарстан и т.д.

Виды внутренних нормативных договоров
Между ведомствами Между субъектами федерации Между государством и субъектами государства

Таблица 39. Виды внутренних нормативных договоров

Таким образом, нормативный договор – это соглашение, которое устанавливает общеобязательные правила поведения.

В рамках трудового права существуют также нормативные договоры, которые носят название коллективных договоров и соглашений. Коллективный договор заключается на уровне организации между работодателем и работниками и регулирует социально-трудовые отношения между работником и работодателем. Коллективное соглашение заключается на более высоких уровнях – федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях между представителями работников и работодателей.

Если нормативно-правовой акт и нормативный договор являются достаточно распространенным, доминирующими источниками права в мире, то менее распространенным, но все же часто встречающимся источником является юридический прецедент (от латинского praecedens – предшествующий). Суть юридического прецедента заключается в том, что уполномоченный орган, разрешающий правовой спор, в ходе разрешения конфликта и вынесения определенного решения вырабатывает определенное правило поведения, то есть выступает в роли правотворца. Такое выработанное правило поведение носит обязательный характер при рассмотрении аналогичных дел для всех органов, разрешающих споры. Например, некто обращается в суд с определенным требованием. Суд удовлетворяет это требование и указывает в решении, по каким причинам требование подлежит удовлетворению. Спустя некоторое время похожий спор может возникнуть и у других людей. В таком случае суд вынесет решение по новому делу, опираясь на старое (то есть на прецедентную норму) и тем самым разрешит новый правовой конфликт.

Выделяют следующие основные признаки юридического прецедента:

1) вырабатывается судебными органами (судебный прецедент) или исполнительными (административный прецедент);

2) подлежит официальному опубликованию;

3) является общеобязательным для нижестоящих органов.

Юридический прецедент не встречается в России и в других странах романо-германской правовой семьи (например, во Франции, Германии, странах бывшего СССР). Основным источником права для стран романо-германской правовой семьи является нормативно-правовой акт. Для стран англо-американской правовой семьи (Англия, Америка, Канада), напротив, судебный прецедент является основным источником права, а нормативно-правовые акты являются дополнительными или наряду с прецедентами основными источниками права.

Юридические прецеденты бывают двух видов: судебные и административные.

Виды юридических прецедентов
Судебные прецеденты Административные прецеденты

Таблица 40. Виды юридических прецедентов

Разница между ними заключается лишь в органе, который разрешает правовые споры. Выработка судебного прецедента осуществляется вследствие деятельности судов, вследствие правосудия. Выработка административного прецедента осуществляется в процессе деятельности по разрешению правовых конфликтов органами исполнительной власти (например, полиции).

Не столь широко распространен в мире правовой обычай, поскольку сам по себе правовой обычай является достаточно архаичным институтом, который вырабатывается стихийно, но при этом имеет определенную пользу для общества и государства.

Каким образом появляется правовой обычай? Изначально на определенной территории или у определенной социальной группы имеются свои собственные обычаи и традиции. Государство, оценивая такие обычаи, может прийти к выводу, что такое правило поведения у определенных групп является полезным и разумным и санкционирует его. То есть указывает на необходимость руководствоваться сложившимся обычаям в той или иной ситуации.

В статье 5 Гражданского кодекса РФ закреплено законодательное определение правового обычая: обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области, не предусмотренное законодательство правило поведения, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Приведем пример. Известно, что обязательства должны исполняться в срок (например, обязанность по передачи товара покупателю к определенной дате). Но возможны ситуации, когда обязательство не исполняется в срок. В таком случае оно должно быть исполнено или в семидневный срок или в срок, который указан в законе, в договоре или в срок, который определяется, исходя из обычаев делового оборота. Правовые обычаи широко распространены в предпринимательской деятельности, то есть в сфере гражданского права.

Под правовой доктриной понимаются выработанные взгляды, концепции, теории, идеи, выдвинутые гипотезы ученых-юристов. Правовая доктрина является весьма нераспространенным источником права среди государств современного мира, однако многие государства древности в основу построения своей правовой системы закладывали именно правовую доктрину. Например, Древний Рим, использовал правовую доктрину в качестве основного источника права на протяжении всего своего существования. В античном Риме сочинениями выдающихся римских юристов, таких как Ульпиан, Павел, Гай, Модестин, Лабеон, Помпоний, Цельс, Цицерон руководствовались при разрешении многих юридических казусов. Выработанная во многих произведениях «гражданская мудрость» легла позже в основу создания целых сводов законов, получивших название «Институции Гая» и «Кодекс Юстиниана». В современном мире правовой доктриной вправе руководствоваться английские суды при отсутствии необходимого прецедента и пробела в законодательстве.

Теоретические разработки современных юристов всегда являются основой для совершенствования законодательства, поскольку без системного анализа общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, невозможно создание даже самого простого нормативного акта.

Религиозные догмы имеют значение лишь для несветских государств, где существует государственная религия. В религиозном государстве нормы вероучений превращаются в правовые, а институты церкви, как правило, сливаются с государственным аппаратом. В современном мире религиозные догмы в качестве источников права существуют в некоторых европейских государствах. Например, христианские догмы в Ватикане. Религиозные догмы распространены во многих ближневосточных государствах, например, исламские догмы в Объединенных Арабских Эмиратах, Алжире, Бахрейне, Йемене, Пакистане. Религиозные догмы присутствуют в качестве источников и в некоторых дальневосточных государствах. К примеру, буддистские догмы в Лаосе, Таиланде, Камбодже.

Естественное право является специфическим источником права. Естественное право основывается на общечеловеческих представлениях о добре, справедливости, добросовестности, разумности, соразмерности и целесообразности. Естественное право имеет значение при обнаружении отсутствии необходимой для регулирования нормы – пробела в правовом регулировании.

Например, Гражданский кодекс РФ в статье 6 указывает на возможность использования гражданской нормы по аналогии (аналогия закона) в случае, если отношения не были урегулированы законом, иным нормативным актом, договором или обычаем. Однако бывает так, что появляются такие необычные отношения, что даже аналогия закона неспособна урегулировать их. В такой ситуации суд вправе прибегнуть к аналогии права, то есть разрешить дело исходя из общих принципов гражданского права (естественно-правовых принципов): свободы договора, неприкосновенности собственности, разумности, добросовестности и справедливости.

Естественное право играет роль источника также по отношению к другим источникам права (своего рода «источник источников»), поскольку в правовом государстве речь может идти исключительно о функционировании правовых законов, то есть законов, не противоречащих указанным ранее принципам. При создании норм права, правотворец должен руководствоваться положениями естественного права. Многие естественно-правовые нормы закреплены в действующей Конституции РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: