Система товародвижения и ее участники

 

Одна из решающих причин несовершенства системы това­родвижения заключается в несогласованности ее многочислен­ных элементов и высокой цены как на транспортно-экспедиционное обслуживание, так и на содержание складско­го хозяйства по хранению продукции, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ и оказанию услуг производствен­ного характера. Доведение товаров до конечных потребителей является важнейшей функцией коммерческо-посреднической деятельности. Эта система товародвижения представля­ет комплексную деятельность, включающую всю совокуп­ность операций, связанных с физическим перемещением това­ров от изготовителя до потребителя с учетом пространства и времени.

Составными элементами пространственного перемещения товаров являются: складская переработка готовой продукции, выполнение транспортных операций, оказание услуг производ­ственного характера. Другими словами, система товародвиже­ния — это единый комплекс организационно-экономических и технических операций, эффективное управление которым тре­бует в полной мере использования и внедрения логистических принципов и методов.

Совокупные затраты на организацию и реализацию системы товародвижения обычно достаточно высокие и представляют собой сумму затрат на транспортные расходы, организацию процесса складирования, поддержание оптимального уровня товарно-материальных запасов, разгрузочно-погрузочные рабо­ты, упаковку товаров, обработку принятых заказов и админи­стративные расходы.

Структура совокупных затрат на товародвижение представ­лена на рисунке.

Из представленной структуры затрат ясно, что наибольший удельный вес в общей структуре занимают затраты на тран­спортировку грузов и на организацию процесса складирования, а также на работу по поддержанию достаточного уровня запа­сов товарно-материальных ценностей. Любая коммерческая фирма направляет свои усилия на минимизацию совокупных затрат и прежде всего за счет:

 

 

 

• обеспечения кратчайших оптимальных маршрутов движе­ния грузов;

• выбора прогрессивных форм движения и доставки с ис­пользованием более удобного и рационального транспор­та, эффективной многооборотной тары;

• обеспечения наиболее экономного канала движения с точки зрения участников, т.е. количества звеньев цепи продвижения.

Исследуя систему товародвижения, нельзя не отметить фак­торы, определяющие уровень и качество складского обслужи­вания, а именно: скорость выполнения заказов с учетом эле­ментов гибкости, безотказности и стабильности выполнения; возможность выполнения заказов со срочной доставкой товара по спецзаказу; наличие мобильного транспорта, развитую сеть службы ремонта и сервиса; эффективный механизм ценообра­зования на товары и услуги в рамках доступных цен для клиентов.

Ведущая роль в организации и осуществлении системы то­вародвижения принадлежит оптово-посредническим организа­циям и прежде всего их системе оптовых баз, складов, магази­нов и автотранспортных предприятий.

В настоящее время так же, как и в доперестроечный пери­од, остались нерешенными проблемы в области согласован­ности формирования маршрутов, рационального использования транспортных средств, складских мощностей как со стороны ведомственных систем товародвижения, так и со стороны тран­спортных организаций и независимых коммерческо-посреднических структур.

С развитием рыночных отношений бывшие базы оптовой торговли, предприятия оптовой торговли преобразованы в склады-отели или складские центры, производственные мощ­ности которых, как правило, на арендной основе предоставля­ются другим предприятиям для хранения производственных и товарных запасов.

Такая практика наиболее распространена среди региональ­ных органов материально-технического снабжения. Склады-отели или оптовые складские центры представляют собой сгруппированные на единой территории предприятия оптовой тор­говли, принадлежащие разным фирмам. Такая организация си­стемы товародвижения оправдала себя прежде всего за счет возможности:

• снизить затраты на сооружение и эксплуатацию тран­спортных и инженерных коммуникаций и многих других элементов инфраструктуры;

• повысить эффективность работы транспорта в результате организации рациональных схем грузопотоков из единого центра, используя, как правило, зонально-кольцевые марш­руты по доставке грузов многочисленным потребителям;

• более полно загрузить производственные мощности со­вместно созданных служб, выполнять заказы коммерче­ского характера, осуществляемые единым информацион­ным и вычислительным центром.

Главным звеном в системе товародвижения являются опто­вые магазины, осуществляющие продажу товаров небольшими партиями и в широком ассортименте. Оптовые магазины свя­заны с оптовой сетью, которая их формирует. Товары завозятся с центральных складов снабженческо-сбытовых организаций. Магазины в максимальной степени приближены к своим по­требителям и сокращают время между моментом возникнове­ния потребности у покупателя и ее удовлетворением.

Классификация оптовых магазинов идентична классифика­ции оптово-посреднических организаций, т. е.:

а) по ведомственной принадлежности. Магазины входят в промышленную фирму или в посредническую организа­цию или функционируют независимо;

б) по товарно-функциональному признаку — специализиро­ванные, т.е. работающие по продаже определенного вида продукции, или универсальные, торгующие одновремен­но несколькими видами продукции широкого ассорти­мента;

в) по принципам действия — стационарные оптовые мага­зины на постоянном месте или передвижные оптовые магазины, имеющие оборудование под мелкооптовую торговлю и транспортные средства по типу "склады-магазины", работающие по типу самообслуживания с пол­ной выкладкой образцов на платформе грузовика либо плавучего средства.

 

Характерные признаки оптовых магазинов:

 

1. Наличие материально-технической базы с элементами инфраструктуры, соответствующей пропускной способности с рациональным распределением складской площади, вы­ставочных залов, подсобных помещений, а также наличием необходимого транспорта, оргтехники, средств коммуника­ций.

2. Формирование необходимых объемов и номенклатуры то­варного ассортимента, а также наличие компьютерного пер­сонала для выполнения совокупных услуг товародвижения.

Магазин имеет три основных помещения: складское, зал для выкладки образцов и проведения работы по приемке и оформлению заказов и административно-бытовое.

Несмотря на имеющуюся транспортную сеть и систему оптово-посреднических звеньев в форме разнообразных перева­лочных баз в стране, система товародвижения нуждается в со­вершенствовании. Основным элементом процесса совершен­ствования является необходимая увязка и согласованность при выполнении транспортно-складских операций между тран­спортными предприятиями и оптово-посредническими звенья­ми. В настоящее время это направление постепенно расширяется в результате создания и использования транспортных тер­миналов на базе складских площадей бывших госснабовских ор­ганизаций, которые по назначению используются лишь на 50%.

В рамках Федеральной целевой программы "Терминал" в России начинается строительство более трех тысяч терминалов. Данные терминалы проектируются с учетом особенностей и ха­рактера деятельности. Они создаются как акционерные общества закрытого типа на добровольной основе с основными представи­телями от транспортных организаций и крупных оптово-посреднических фирм и компаний материально-технического снабже­ния. Практика показала, что при использовании терминалов количество перевалок в сфере обращения сокращается почти в два раза, а в сфере материального производства — на 25%.

Впервые в практике российской экономики появилась кон­цепция интегрированного и комплексного использования складских площадей коммерческо-посреднических организа­ций, мощностей транспортных и промышленных организаций, основанная на взаимной заинтересованности.

Так, с 1995 г. в рамках единой программы "Системы транспортно-экспедиционного обслуживания московского региона "Московский терминал" предложено соорудить вокруг Москвы терминальное кольцо с учетом реконструкции действующих крупных терминалов и строительства мультимодальных терми­нальных комплексов, тяготеющих к железнодорожным направ­лениям, транспортным узлам. Так, например, на минском на­правлении предлагается включить в программу "Московский терминал" три терминальных комплекса, создаваемых на базе действующих терминалов и складов с таможенной обработкой грузов в Голицыно, Тучково и в Можайске.

Представляется целесообразным в целях совершенствования системы товародвижения грузов от изготовителей к потребите­лям создание в наиболее крупных транспортных центрах "Транспортно-грузовых центров" для оптимизации использова­ния транспортных средств в народном хозяйстве и дальнейшего развития транспортно-экспедиционного обслуживания потре­бителей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: