Транспорт является одной из важнейших отраслей материального производства. В системе товародвижения ему отведена существенная роль. Это объясняется тем, что правильный выбор и эффективное использование транспортных средств позволяют организовать бесперебойное снабжение товарами предприятий торговли, улучшить экономические показатели их работы, повысить качество обслуживания как оптовых, так и розничных покупателей.
Различают транспорт общего пользования (обслуживает сферу обращения и население), транспорт необщего пользования (предназначен для внутрипроизводственного перемещения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т. п.), а также транспорт личного пользования.
Транспорт бывает пассажирский и грузовой. Он подразделяется на наземный, водный и воздушный.
Каждому виду грузового транспорта присущи свои особенности и сфера применения.
Источники поступления товаров в торговую сеть и формы завоза товаров в магазины. Товары в розничную торговую сеть поступают от производственных предприятий-поставщиков, со складов оптовых организаций и собственных складов торговых организаций. Свой путь в сферу обращения товары начинают с производственных предприятий, которые являются исходным звеном товародвижения. Промежуточными звеньями являются склады оптовых и розничных торговых организаций. В зависимости от порядка завоза товаров в розничную торговую сеть различают две формы товароснабжения — транзитную и складскую.
|
|
Завоз товаров в магазины непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные вклады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Под складской формой снабжения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и др.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.
Выбор той или иной формы товароснабжения требует учета конкретных условий и зависит от спецификации ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности магазина (величины товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и, наконец, экономической целесообразности той или иной формы завоза.
Транзитный завоз товаров в магазины снижает расходы по погрузке—выгрузке, ускоряет продвижение товаров в розничную торговую сеть, содействует улучшению сохранности товаров.
В подавляющем большинстве случаев транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий, расположенных в одном городе. Транзитом от иногородних и местных производственных предприятий доставляются товары простого ассортимента.
|
|
Однако следует учитывать, что неправильное применение транзитного завоза может привести к нарушению полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и замедлению оборачиваемости. Транзитный завоз товаров сложного ассортимента (тканей, обуви, готового платья, галантереи) следует применять более осторожно, так как эти товары требуют тщательной предварительной подсортировки и отправки в магазины относительно мелкими партиями. Поэтому за последние годы все более широкое распространение получает не транзитный завоз этих товаров, а снабжение ими со складов, главным образом оптовых.
Прогрессивная технология торгового процесса предполагает освобождение магазинов от ряда выполняемых ими операций с товарами и передачу их в основном оптовым базам. Это возможно при следующих условиях: организации упаковки товаров в промышленности; комплектовании на складе товаров в ассортименте, необходимом магазину, и доставке их в контейнерах (кассетах, пакетах) непосредственно в торговые залы; использование транспортных средств с приспособлениями для механизации разгрузки и подачи контейнеров. Такой технологический процесс позволяет свести трудовые операции персонала магазина до минимума.
Современный этап развития торговли характеризуется переходом к индустриальным методам ее организации, т. е. дальнейшим углублением разделения труда. Этот процесс неизбежно требует создания крупных механизированных торговых оптовых баз. Таким образом, снабжение магазинов со складов торговых оптовых баз обладает известными достоинствами. Применять эту форму товароснабжения целесообразно в следующих случаях: при получении товаров сложного ассортимента от иногородних поставщиков; крупных партий товаров в узком производственном ассортименте от местных поставщиков; сезонных товаров длительного хранения.
Крупные механизированные склады оптовых баз имеют возможность получать товары в узком производственном ассортименте непосредственно от промышленных предприятий, формировать торговый ассортимент в соответствии с покупательским спросом, накапливать сезонные запасы, проводить на более высоком уровне качественную приемку и разбраковку товаров и осуществлять ритмичное, равномерное снабжение товарами магазинов, применяя централизованную доставку товаров в торговую сеть.
Склады розничных торговых организаций имеют возможность отправлять в розничную торговую сеть самые различные товары в каждой партии, т. е. осуществлять дробную подсортировку. Однако во многих случаях эти склады не могут получать товары от иногородних поставщиков транзитными партиями. Поэтому в городах, где имеются базы оптовых организаций, происходит разделение труда между этими базами и складами розничных торговых предприятий.
В городах, где нет оптовых торговых баз, снабжение розничной сети осуществляется со складов розничных торговых организаций и в порядке транзитного завоза с местных производственных предприятий. По мере развития крупных складских комплексов оптовых организаций роль складов розничных торговых организаций в товароснабжении магазинов будет снижаться.
Получившая широкое развитие централизованная доставка товаров в торговую сеть, т. е. завоз товаров силами и средствами поставщиков или транспортных организаций, является не только прогрессивной формой транспортно-экспедиционных операций, но и важнейшим условием рациональной организации всего процесса товароснабжения торговых предприятий. Централизованную доставку применяют как при транзитной, так и при складской форме товароснабжения розничной торговой сети. При централизованной доставке товаров с производственных предприятий, выходных и торговых баз, складов розничных торговых организаций перевозками одновременно обслуживаются обычно все или большинство торговых организаций города, чем достигается большая эффективность в работе крупных централизованных транспортных хозяйств. Планомерность и регулярность снабжения торговой сети при централизованной доставке позволяют обеспечить развитие товарооборота при меньшем объеме товарных запасов. К важнейшим преимуществам централизованной доставки относятся также возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение времени простоя автомашин под подгрузкой—разгрузкой, возможность оптимального построения маршрута. При централизованной доставке наиболее эффективно используется специализированный транспорт, широкое применение находит тара-оборудование — унифицированный товароноситель, предназначенный для доставки товаров от промышленных предприятий и оптовых баз в торговые залы магазинов и продажи непосредственно из него товаров методом самообслуживания.
|
|
В организации централизованной доставки принимают участие три стороны: торговые организации, поставщики и транспортные предприятия.