Организация и управление процессами товародвижения и продажи товаров

Транспорт является одной из важнейших отраслей мате­риального производства. В системе товародвижения ему от­ведена существенная роль. Это объясняется тем, что пра­вильный выбор и эффективное использование транспортных средств позволяют организовать бесперебойное снабжение товарами предприятий торговли, улучшить экономические показатели их работы, повысить качество обслуживания как оптовых, так и розничных покупателей.

Различают транспорт общего пользования (обслуживает сферу обращения и население), транспорт необщего пользо­вания (предназначен для внутрипроизводственного переме­щения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т. п.), а также транспорт личного пользования.

Транспорт бывает пассажирский и грузовой. Он подразде­ляется на наземный, водный и воздушный.

Каждому виду грузового транспорта присущи свои особенности и сфера применения.

Источники поступления товаров в торговую сеть и формы завоза товаров в магазины. Товары в рознич­ную торговую сеть поступают от производственных пред­приятий-поставщиков, со складов оптовых организаций и собственных складов торговых организаций. Свой путь в сферу обращения товары начинают с производ­ственных предприятий, которые являются исходным звеном товародвижения. Промежуточными звеньями являются склады оптовых и розничных торговых орга­низаций. В зависимости от порядка завоза товаров в розничную торговую сеть различают две формы товароснабжения — транзитную и складскую.

Завоз товаров в магазины непосредственно из произ­водственных предприятий, минуя промежуточные вкла­ды оптовых и розничных организаций, называется тран­зитным.

Под складской формой снабжения понимают поступ­ление товаров в магазины со складов оптовых и роз­ничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необ­ходимые операции (распаковка, подсортировка, провер­ка качества и др.) по подготовке товаров к их дальней­шему продвижению в розничную торговую сеть.

Выбор той или иной формы товароснабжения требу­ет учета конкретных условий и зависит от специфика­ции ассортимента товаров, месторасположения постав­щика и покупателя, от мощности магазина (величины товарооборота, размеров торговых и складских площа­дей), транспортных условий и, наконец, экономичес­кой целесообразности той или иной формы завоза.

Транзитный завоз товаров в магазины снижает рас­ходы по погрузке—выгрузке, ускоряет продвижение то­варов в розничную торговую сеть, содействует улучше­нию сохранности товаров.

В подавляющем большинстве случаев транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных пред­приятий, расположенных в одном городе. Транзитом от иногородних и местных производственных предпри­ятий доставляются товары простого ассортимента.

Однако следует учитывать, что неправильное при­менение транзитного завоза может привести к наруше­нию полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и замедлению оборачиваемости. Транзитный завоз товаров сложного ассортимента (тканей, обуви, готового платья, галантереи) следует применять более осторожно, так как эти товары требуют тщательной предварительной подсортировки и отправки в магази­ны относительно мелкими партиями. Поэтому за пос­ледние годы все более широкое распространение полу­чает не транзитный завоз этих товаров, а снабжение ими со складов, главным образом оптовых.

Прогрессивная технология торгового процесса пред­полагает освобождение магазинов от ряда выполняе­мых ими операций с товарами и передачу их в основ­ном оптовым базам. Это возможно при следующих ус­ловиях: организации упаковки товаров в промышлен­ности; комплектовании на складе товаров в ассорти­менте, необходимом магазину, и доставке их в контей­нерах (кассетах, пакетах) непосредственно в торговые залы; использование транспортных средств с приспо­соблениями для механизации разгрузки и подачи кон­тейнеров. Такой технологический процесс позволяет свести трудовые операции персонала магазина до ми­нимума.

Современный этап развития торговли характеризу­ется переходом к индустриальным методам ее органи­зации, т. е. дальнейшим углублением разделения тру­да. Этот процесс неизбежно требует создания крупных механизированных торговых оптовых баз. Таким обра­зом, снабжение магазинов со складов торговых опто­вых баз обладает известными достоинствами. Приме­нять эту форму товароснабжения целесообразно в сле­дующих случаях: при получении товаров сложного ас­сортимента от иногородних поставщиков; крупных партий товаров в узком производственном ассортимен­те от местных поставщиков; сезонных товаров длитель­ного хранения.

Крупные механизированные склады оптовых баз име­ют возможность получать товары в узком производ­ственном ассортименте непосредственно от промышлен­ных предприятий, формировать торговый ассортимент в соответствии с покупательским спросом, накапливать сезонные запасы, проводить на более высоком уровне качественную приемку и разбраковку товаров и осуще­ствлять ритмичное, равномерное снабжение товарами магазинов, применяя централизованную доставку то­варов в торговую сеть.

Склады розничных торговых организаций имеют воз­можность отправлять в розничную торговую сеть са­мые различные товары в каждой партии, т. е. осуще­ствлять дробную подсортировку. Однако во многих слу­чаях эти склады не могут получать товары от иного­родних поставщиков транзитными партиями. Поэтому в городах, где имеются базы оптовых организаций, про­исходит разделение труда между этими базами и скла­дами розничных торговых предприятий.

В городах, где нет оптовых торговых баз, снабжение розничной сети осуществляется со складов розничных торговых организаций и в порядке транзитного завоза с местных производственных предприятий. По мере развития крупных складских комплексов оптовых орга­низаций роль складов розничных торговых организа­ций в товароснабжении магазинов будет снижаться.

Получившая широкое развитие централизованная доставка товаров в торговую сеть, т. е. завоз товаров силами и средствами поставщиков или транспортных организаций, является не только прогрессивной фор­мой транспортно-экспедиционных операций, но и важ­нейшим условием рациональной организации всего про­цесса товароснабжения торговых предприятий. Цент­рализованную доставку применяют как при транзит­ной, так и при складской форме товароснабжения роз­ничной торговой сети. При централизованной доставке товаров с производственных предприятий, выходных и торговых баз, складов розничных торговых организа­ций перевозками одновременно обслуживаются обычно все или большинство торговых организаций города, чем достигается большая эффективность в работе крупных централизованных транспортных хозяйств. Планомер­ность и регулярность снабжения торговой сети при цен­трализованной доставке позволяют обеспечить разви­тие товарооборота при меньшем объеме товарных запа­сов. К важнейшим преимуществам централизованной доставки относятся также возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение времени простоя автомашин под подгрузкой—раз­грузкой, возможность оптимального построения марш­рута. При централизованной доставке наиболее эффек­тивно используется специализированный транспорт, широкое применение находит тара-оборудование — уни­фицированный товароноситель, предназначенный для доставки товаров от промышленных предприятий и оптовых баз в торговые залы магазинов и продажи не­посредственно из него товаров методом самообслужива­ния.

В организации централизованной доставки прини­мают участие три стороны: торговые организации, по­ставщики и транспортные предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: