Из выступления Хелен Тэйлор на собрании эдинбургского отделения

Национального общества женского избирательного права (1872 г.)

 

Мужчина и женщина были созданы равными, по одному божественному образу. Господь благословил их в единении и дал им совместно власть над миром. Те особые отличия, что присущи двум полам, сотворены, чтобы дополнять друг друга и слиться в гармоничное и совершенное целое, а не для того, чтобы один пол узурпировал власть над другим. Но грехопадение изменило этот естественный порядок вещей, сделав первенство – неизбежно захваченное покровителем – вопросом не целесообразности, а владычества, которое с применением все усиливалось до тех пор, пока только физическая сила устанавливала превосходство, в большей или меньшей степени существующее и сейчас. При этой деспотичной власти женщина была низведена до положения рабыни. Во многих отношениях с ней обращались как с вещью. Она находилась в положении, когда крайне редко, если вообще когда-либо, она могла полностью развить или свободно использовать те таланты, которыми наградил ее Господь. Политики взяли на себя право устанавливать законы, касающиеся женщин, не обращаясь напрямую к их чувствам и страданиям, не признавая открыто ту истину, что они такие же разумные существа. То же самое и в обществе. Мужчины присвоили себе право диктовать женщинам, какими они должны и не должны быть, что им делать и что знать, что им подходит, и что не подобает. Очевидно, не осознавая того, мужчины обращаются с женщинами несправедливо и оскорбительно….

Однако сам факт заявленного протеста убедительно и окончательно доказывает, что ни по духу, ни по способностям женщина не является лишь рабским придатком мужчины…. Она заявляет о праве принадлежать себе как независимое индивидуальное существо – о праве на то, что каждая душа, отмеченная божественным образом, стремится к свободному совершенствованию своих возможностей, о праве отвергнуть подчинение полновластному правлению собрата, слабого и грешного, как и она сама, о праве усовершенствовать свободу, выполняя долг перед миром в соответствии с природным опытом и собственными убеждениями. Словом, она заявляет о праве жить в полную силу своих способностей и достичь всех возможных высот…

 

Источник: Hollis P. Women in public. 1850 – 1900. Documents of the Victorian women’s movement. George Allen & Unwin, 1979. P. 294-295.

Перевод Н.В. Новиковой

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: