Для поддержки женского избирательного права

(листовка Национального союза женских суфражистских обществ)

 

  1. Потому что оно составляет основу политической свободы, согласно которой все, кто послушен Закону, должны иметь возможность выразить свое мнение, выбирая тех, кто творит Законы.
  2. Потому что Парламент должен отражать волю народа.
  3. Потому что Парламент не может отражать волю народа полноценно, если воля женщин не имеет какого-либо прямого представительства.
  4. Потому что большинство Законов влияют на женщин так же, как и на мужчин, а некоторые Законы влияют на женщин особо.
  5. Потому что Законы, влияющие на женщин особым образом, принимаются сейчас без консультаций с теми, чьи интересы они предполагают удовлетворить.
  6. Потому что Законы, затрагивающие детей, должны рассматриваться с женской точки зрения так же, как и с мужской.
  7. Потому что на каждой сессии Парламента рассматриваются вопросы, затрагивающие жизнь дома.
  8. Потому что женщины имеют опыт, который следует использовать для успешного внутреннего законодательства.
  9. Потому что лишение женщин права голоса принижает их положение в общественном мнении.
  10. Потому что обладание правом голоса способствовало бы повышению чувства ответственности женщин по отношению к общественно важным вопросам.
  11. Потому что общественно ориентированные матери воспитывают общественно ориентированных сыновей.
  12. Потому что большое число умных, заботливых, работающих женщин хотят права голоса.
  13. Потому что возражения против женского права голоса основаны на чувствах, а не на разуме.
  14. Потому что, суммируя все сказанное выше, оно нужно для всеобщего блага.

 

Источник: National Union of Women’s Suffrage Societies’ Leaflets

Перевод Н.В. Новиковой

 

 

Э. Панкхерст. Моя жизнь. Записки суфражистки [6]

 

ЧАСТЬ I. Как я стала милитанткой.

ГЛАВА I.

Как ни была я мала, — мне было не больше пяти лет, — я прекрасно понимала значение слов рабство и освобождение. С младенчества я привыкла слышать споры за и против рабства и по поводу американской гражданской войны. Общественное мнение Англии резко разделилось по вопросу и о рабстве и об отпадении Южных Штатов. Говоря вообще, имущие классы стояли за рабство, но было и не мало исключений. Большинство друзей нашей семьи были против рабства, а мой отец, Роберт Гульден, всегда являлся самым пылким сторонником освобождения. Моя мать так увлекалась романом Бичер-Стоу „Хижина дяди Тома", что постоянно черпала из него рассказы для нас перед нашим сном. Рассказы эти живы поныне в моей памяти, ибо произвели на меня самое глубокое впечатление…

Эти рассказы, постоянные подписки и сборы денег для различных начинаний, о которых я слышала столько разговоров, навеки запечатлелись в моем уме и повлияли на мое развитие. Они пробудили во мне двоякого рода чувствования, на которые я чутко отзывалась в течение всей своей жизни. Это, во-первых, преклонение и удивление перед тем духом борьбы и героического самопожертвования, который один не дает замереть цивилизации, и, во-вторых, не меньшее уважение к более спокойному умонастроению, побуждающему смягчать и исцелять раны, наносимые войною…

Влияла на меня и атмосфера моего родного города. Манчестер принадлежит к числу городов, переживших немало бурных эпизодов, в особенности политического характера. Его граждане в своей массе настроены были либерально, являлись защитниками свободы слова и свободы мнений…

…Сторонницей милитантства я сделалась в значительной степени в силу сочувствия. Мне лично не пришлось испытывать лишений и огорчений, которые стольких мужчин и женщин заставляют почувствовать и сознать существующую социальную несправедливость. Мое детство протекало в счастливой домашней обстановке и было окружено любовью, хотя и тогда уже родилось во мне чувство неудовлетворенности.

Я смутно чувствовала неодинаковость положения в семье моих братьев и моего с сестрой. В то время как, напр., воспитанию и образованию братьев отец придавал очень большое значение, к образованию моему и моей сестры относились с полным равнодушием.

Особенно ясно поняла я это однажды ночью, когда мои родители, по обыкновению, зашли перед сном к нам в детскую, чтобы взглянуть на нас. Отец наклонился надо мною, поглядел на меня и с сожалением произнес: «Как жаль, что она не мальчик».

Сгоряча я чуть не вскочила, чтобы протестовать против этого сожаления и заявить, что я совсем не хочу быть мальчиком. Но я не последовала первому порыву, осталась спокойно лежать в постели, но много дней после того размышляла по поводу замечания своего отца.

Я уразумела, что мужчины считают себя выше женщин, и что женщины, по-видимому, соглашаются с этим. Мне трудно было примирить это с тем фактом, что как отец, так и мать были сторонниками распространения избирательных прав на женщин…

Моя замужняя жизнь длилась девятнадцать счастливых лет. Мне часто приходилось слышать насмешливые замечания, что суфражистками становятся лишь те женщины, которым не удалось устроить свою личную и семейную жизнь и найти выход своим чувствам. Это, пожалуй, неприменимо ни к одной суфражистке, и безусловно неприменимо по отношению ко мне. Моя семейная жизнь и отношения сложились почти идеально, — так, как только можно желать в нашем несовершенном мире. Спустя год после моего замужества родилась моя дочь Кристабэль, а еще через полтора года — другая дочь Сильвия. Затем появились еще два ребенка, и в течение нескольких лет мои семейные обязанности почти целиком отнимали мое время.

Однако, дети и домашний очаг никогда не поглощали меня настолько, чтобы я утратила интерес к общественной деятельности. Мой муж совсем не хотел, чтобы я превратилась в ничем не интересующуюся хозяйку и мать семейства. Он был глубоко убежден, что в услугах и деятельности женщин общество нуждается не менее семьи. Таким образом, даже в то время, когда дети мои были еще совсем маленькими, я состояла членом исполнительного комитета «Общества избирательных прав женщин», а также и членом бюро комитета, образовавшегося для агитации пользу законопроекта об имущественных правах замужних женщин. Когда последний стал законом, я с обновленной энергией занялась агитацией в пользу избирательных прав женщин. В это время обсуждалась новая избирательная реформа (распространение прав на сельскохозяйственных рабочих), и мы полагали, что годы нашей пропаганды подготовили страну к поддержке нашего требования внести в билль поправку об избирательных правах женщин. И действительно, в Палате Общин значительное большинство оказалось на нашей стороне. Это, впрочем, отнюдь не обеспечивает успех какой либо меры. Партийные соображения часто заставляют лидеров требовать от своих сторонников голосования против убеждения. Так случилось и на этот раз: Гладстон, этот непримиримый враг женского равноправия, противодействовал принятию нашей поправки и заставил либералов голосовать против нее.

Гладстон полагал, что участие женщин в политической жизни должно ограничиваться содействием существующим партиям мужским. Одним из самых коварных действий Гладстона был раскол, внесенный им в женское движение. Он положил начало женским либеральным союзам. Возникши в 1881 г. в Бристоле, союзы этого рода быстро покрыли собою всю страну и в 1887 году они слились в Национальную Женскую Либеральную Федерацию; при ее создании учредительницы выражали надежду, что женщины, помогая мужчинам в их политической деятельности, скоро получат и сами политические права.

„Женская Либеральная Федерация" является организацией женщин, придерживающихся программы и принципов либеральной партии, тогда как в такой же роли для женщины-сторонницы консервативной партии выступает „Лига Подснежника", возникшая несколько ранее. Обе эти организации не ставят себе целью завоевание избирательных прав для женщин; они возникли исключительно для служения идеалам определенной партии и для поддержки на выборах партийных кандидатов.

Я не обольщалась надеждами, какие питались участницами федерации; последние отдались деятельности в интересах либеральной партии. Очень мало женщин осталось верными старому знамени. Они снова взялись за пропаганду. Ни одна из них не задала себе вопроса, как и почему добились избирательных прав сельскохозяйственные рабочие. Они их добились, сжигая стога сена, устраивая мятежи и в других формах демонстрируя свою силу; английские политические деятели другого языка не понимают. Угроза двинуться стотысячной толпой к Палате Общин сыграла также свою роль при решении вопроса обе избирательных правах сельскохозяйственных работников. Ни одна суфражистка не обратила на это внимания. Что касается меня, то я была еще слишком политически незрела и не усвоила еще мудрости, как вырывать у английского правительства уступки. Мне надо было еще поработать на общественном поприще, ознакомиться с постановкой дела в правительственных школах, в рабочих домах и других благотворительных учреждениях. Мне надлежало как следует присмотреться ко всему тому количеству нищеты и горя, какими отличается созданный мужчинами мир. Только таким путем могла я дойти до возмущения против этого мира.

ГЛАВА IV.

Для того, чтобы объяснить феноменальный рост Женского Социально-Политического Союза и его успех среди женщин, до того совершенно безучастных, необходимо указать, в чем он отличается от всех других суфражистских организаций. Прежде всего, члены нашего союза абсолютно односторонни: все свои усилия они направляют к одной цели, к политическому равноправию с мужчинами. Ни один из членов ЖСПС не делит своего внимания и интереса между избирательным правом и другими социальными реформами. Мы полагаем, что разум и справедливость требуют того, чтобы женщинам дана была возможность участвовать в реформах, долженствующих избавить общество от тяготеющих над ним бедствий, в особенности тех, которые непосредственно касаются женщин. И поэтому мы требуем прежде всего элементарной справедливости по отношению к женщинам — предоставления им избирательных прав…

Мы, кроме того, отличаемся от других суфражистских организаций тем, что трезво оцениваем политическое положение, препятствующее политическому освобождению женщин… Перед нами было такое положение: всемогущее правительство, упорно враждебное по отношению к нашему требованию; полное бессилие рядовых законодателей; равнодушие в стране; различие и разнообразие интересов в среде самих женщин. Женский Социально-Политический Союз был учрежден именно для того, чтобы бороться с таким положением и одержать над ним верх. Сверх того, мы избрали тактику, которая со временем неизбежно должна была справиться с ним. Что же удивительного в том, что каждый митинг давал нам все новых членов.

Для вступления в Союз не требовалось больших формальностей. Любая женщина могла сделаться членом, уплатив шиллинг и подписав заявление о полном согласии с нашей тактикой, а также обязательство не работать в пользу какой-либо политической парии, пока женщины не получать избирательного права. Это правило и поныне неуклонно соблюдается. Мало того: если какой-либо член или группа членов начинает сомневаться в правильности нашей тактики или предлагает так или иначе видоизменить ее, они немедленно исключаются из Союза. Самодержавие? — Совершенно правильно. Вы возразите, пожалуй, что организация, стремящаяся к расширению избирательного права, должна быть построена демократически. На это скажу, что члены ЖСПС не согласны с вами. Мы не считаем нужным придумывать уставы, разные правила и пр.; мы не устраиваем общих годовых собраний, не производим выборов должностных лиц. Наш Союз — это армия суфражисток на поле битвы. Армия добровольцев и никого не заставляют оставаться в ее рядах...

Основа нашей политики — оппозиция правительству, которое отказывается дать женщинам избирательные права. Поддерживать словом или делом правительство, враждебное равноправию женщин, значило бы поощрять эту враждебность. Мы боремся с либеральной партией, потому что она у власти. Но мы также боролись бы с унионистским правительством, если бы оно, очутившись у власти, высказалось против распространения права голоса на женщин. Мы говорим женщинам, что, оставаясь в рядах либеральной партии, они молчаливо одобряют антисуфражистскую политику правительства. Мы говорим членам Парламента, что, поддерживая правительство, они вместе с тем молчаливо одобряют антисуфражистскую политику. Мы приглашали всех искренних суфражисток и суфражистов уйти из либеральной партии, пока женщины не получат право голоса наравне и на одинаковых условияхс мужчинами. Мы приглашаем всех избирателей голосовать против либеральных кандидатов, пока либеральное правительство не проявит справедливости по отношению к женщинам.

Не мы придумали эту тактику. Более 35 лет тому назад весьма успешно применял ее Парнелл в своей борьбе за Гомруль. Эта тактика заставила Гладстона внести в Палату правительственный билль о Гомруле. В самое последнее время та же тактика привела к тому, что Палата Общин приняла соответствующий билль…

…Мы затеяли кампанию сенсационных выступлений, чтобы заставить общество понять всю важность вопроса о женском избирательном праве, заинтересовать его в наших планах и побудить правительство сдаться… Мы усвоили приемы Армии Спасения и вербовали приверженцев на улицах. Мы отбросили все условности относительно того, что «прилично» и что «не принято», руководствуясь при выборе средств лишь одним критерием: «поможет ли это делу?»

Мы напечатали большое количество суфражистской литературы и день изо дня члены нашего Союза ходили по улицам, устраивая митинги. Уже скоро после начала нашей кампании достаточно было звука колокольчика, чтобы стекалась толпа и чтобы кругом стали раздаваться возгласы: «Вот суфражетки! Идите сюда!» Кроме таких уличных собраний, мы устраивали также много митингов в закрытых помещениях, причем никогда не могли пожаловаться на малочисленность аудитории. Нашему делу служила и пресса, которая при применении старых суфражистских методов никогда не уделяла женскому движению так много внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: