Причины возникновения и сущность монополий

 

В экономической теории под монополией подразумевают крупное предприятие, которое концентрирует значительную часть производства и сбыта определенного вида продукции и доминирует на рынке с целью получения монопольной прибыли.

 

Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Суверенитет потребителя заменяется суверенитетом продавца. Монополия заменяет конкуренцию, в результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монопольного продавца, добивающегося высокой прибыли, но не удовлетворению потребностей общества.

Специфика Украины состоит в том, что еще в период ее вхождения в народнохозяйственный комплекс СССР она отличалась наиболее высоким уровнем концентрации и централизации производства, т. е. его монополизации. В первые годы независимости Украины уровень монополизации даже повысился, т. к. государство, ослабив контроль за производителем, своевременно не внедрило механизм его ограничения посредством создания и поддержки конкуренции.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монопольных организаций:

I. С учетом степени охвата экономики:

§ Чистая монополия.

§ Монополистическая конкуренция.

§ Олигополия.

§ Монопсония – состояние рынка, при котором товар производят многие конкурирующие между собой предприятия, а покупатель на рынке один в связи с чем он становится наиболее сильным агентом, вынуждая производителей снижать цены путем уменьшения объемов закупок.

II. В зависимости от способов, которыми фирмы добиваются монопольного положения:

q Закрытая монополия (обеспечивает себе такое право с помощью юридических постановлений).

q Открытая монополия (не защищена от конкуренции, поэтому может господствовать только некоторое время).

q Естественная монополия (отрасль состоит из одной фирмы, что вызвано естественными причинами).

III. В зависимости от характера и причин возникновения:

Ø Естественная монополия.

Ø Легальная монополия (создается на законодательной основе).

Ø Искусственные монополии (создаются ради получения монопольных выгод; эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка).

 

Естественные монополии в Украине:

- Транспортировка нефти, нефтепродуктов, природного газа и других продуктов магистральным трубопроводным транспортом;

- Передача и распределение электроэнергии;

- Предоставление услуг централизованного водоснабжения.

 

Искусственные монополии имеют ряд конкретных форм:

· Картель – это форма монополистического объединения, участники которой заключают соглашение о регулировании найма рабочей силы, условий сбыта продукции, объемов производства, т. е. Участники картеля сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность.

· Синдикат – это форма монополистического объединения, характеризующаяся тем, что распределение заказов, закупки сырья, реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору, т. е. Участники сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность.

· Трест – это форма монополистического объединения, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточена в рамках правления или головной компании.

· Концерн – объединение промышленных, финансовых, торговых предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных финансовому контролю и руководству господствующей в объединении группы предпринимателей;

· Конгломерат – разновидность концерна, в которой объединены предприятия различных отраслей.

 

Концерн может создаваться по двум критериям:

1) Диверсификация – одновременное развитие нескольких не взаимосвязанных технологически видов производства. Виды диверсификации:

v Горизонтальная (одновременное расширение ассортимента выпускаемой продукции);

v Вертикальная (в одной и той же фирме продлевается цикл жизни изделия).

2) Объединение предприятий и организаций, связанных единым технологическим циклом (от добычи сырья до послепродажного обслуживания).

 

Барьеры, препятствующие вступлению в монополизированный рынок:

1. Эффект масштаба.

2. Исключительные права.

3. Патенты, лицензии.

4. Собственность на важнейшие виды сырья.

Типы международных монополий:

- Транснациональная корпорация (ТНК).

- Многонациональная корпорация (МНК).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: