Контейнерные перевозки

Стандартный контейнер представляет собой ящик из стали или алюминия с двустворчатой дверью с одного конца. Самыми распространенными являются два типа контейнеров:

• двадцатифутовые - вместимостью 30 куб. м с максимальной загрузкой 18 т, внутренние размеры - длина 5,89 м, ширина 2,32 м, высота 2,23 м, ширина дверцы 2,30 м, высота 2,14 м;

• сорокафутовые - вместимостью 60 куб. м с максимальной загрузкой 30 т, внутренние размеры — длина 12 м, ширина 2,32 м, высота 2,34 м, ширина дверцы 2,30 м, высота 2,23 м.

Основные преимущества использования контейнеров для грузоотправителей состоит в уменьшении риска потерь, кражи или порчи груза, возможности использовать более простую упаковку, сокращении времени хранения в порту из-за того, что контейнеры довольно быстро погружаются на судно.

При формировании так называемого "сборного контейнера", в котором перевозятся грузы от разных отправителей разным получателям, выписываются коносаменты на каждую индивидуальную партию товара и один сводный коносамент на весь контейнер, который выдается последнему присоединившемуся грузоотправителю. Осуществляемые по расписанию океанские контейнерные перевозки обеспечивают сегодня ключевые услуги по перевозке грузов морем между главными рынками индустриального мира. Контейнеры особенно удобны при смешанной перевозке, так как достигается экономия физического труда и стоимости перегрузки товара с одного вида транспорта на другой, уменьшается опасность хищения, повреждения фузов.

При контейнерных перевозках экспортер, заключив соглашение с экспедитором или непосредственно с фирмой по контейнерным перевозкам, отправляет свои товары в ближайший контейнеропофузочный пункт экспедитора или судоходной линии. Такие пункты, называемые контейнерными грузовыми станциями (КГС), имеются во всех крупных промышленных центрах или в портах. При решении экспортера осуществить полную контейнерную перевозку экспедитор или судоходная линия будут готовы выслать порожний контейнер такому экспортеру для погрузки. Если экспортер решил отправить товары в местонахождение предприятия покупателя (на условиях ДДР или ДДИ), контейнер будет доставлен "от двери до двери". Такой контейнер опечатывается печатью перевозчика.

При перевозке груза в меньшем количестве экспортер отсылает его на контейнерную грузовую станцию, где груз объединяется с товарами других экспортеров в групповой контейнер. Разукрупнение его происходит по прибытии в место назначения. Товары направляются получателю.

Контейнеры могут принадлежать специальным компаниям, которые сдают их в аренду перевозчикам.

При контейнерной перевозке точкой, где товар переходит в собственность получателя, будет точка, в которой перевозчик (или его агент) принимает груз. Таким местом вполне может быть контейнерная грузовая станция внутри страны (не в порту).

Инкотермс учитывает такую ситуацию. Контейнерными торговыми терминалами являются FCA - "франке перевозчик", CIP - "фрахт или перевозка и страхование оплачены" и СРТ - "фрахт перевозка оплачены".

В последние годы широко стала использоваться транспортировка на поддонах (паллетах), что связано с механизацией погрузочно-Разгрузочных, а также складских операций и международной унификацией используемого оборудования. Международная организация по стандартизации разработала нормы, регламентирующие их размеры и прочность. После погрузки товара на поддон он, как правило, упаковывается в термоусадочную пленку и перевязывается металлической или пластиковой лентой. Для перевозки сыпучих грузов применяются "мучные" контейнеры - пластиковые мешки больших размеров. Они могут быть многоразового использования.

Экономическая эффективность внешнеторговой сделки, как уже было отмечено, во многом зависит от правильно выбранных транспортных условий и базисных условий поставки товаров. В контракте купли-продажи предусматривается особый раздел -транспортные условия. В нем устанавливаются обязательства экспортера и импортера, принимаемые ими по перемещению товара. В него включаются порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки, размер, порядок оплаты и расчеты провозных платежей, проформу чартера, вид коносамента, другие виды услуг. В каждом конкретном случае содержание условий зависит от вида транспорта, характера товара, типа сделки, базисного условия поставки, а также действия международных договоров, соглашений, конвенций, обычаев страны.

Перечислим, что могут включать транспортные условия договора купли-продажи:

• сроки отгрузки товара;

• место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;

• порядок размещения груза на судне;

• действие международных документов и обычаев, других указаний для оформления договора перевозки;

• наименование портов, пограничных ж.д. станций и пунктов перегрузки, передачи товара с одного вида транспорта на другой;

• норму погрузки, выгрузки и порядок расчета сталийного времени;

• порядок информирования продавца и покупателя о подходе транспортных средств в пункты, поименованные в контракте, и готовности судна к выполнению грузовых операций;

• определение сторон, оплачивающих расходы по погрузке, выгрузке транспортных средств и др. виды услуг;

• порядок и оплату за транспортировку транзитом через территорию третьих стран в железнодорожном, автомобильном сообщении;

• порядок расчетов по демереджу и диспачу при отгрузках по морю;

• назначение стивидоров в пункты перегрузки товаров;

• назначение агентов по обслуживанию транспортных средств в пунктах, указанных в контракте, или экспедиторов, обслуживающих грузы;

• порядок расчетов по договорам комиссии с посредниками;

• сопровождающие груз документы;

• порядок извещения покупателя об отгрузке и возмещения ущерба в случае отсутствия такой информации.

Перевозка товаров морем по традиции осуществляется двумя способами в зависимости от характера товара. При перевозке навалом, насыпью, наливом (зерно, уголь или нефть) перевозчик может нанять судно целиком по договору о фрахтовании. При необходимости перевезти отдельные партии грузов товар обычно укладывается в трюм или на палубу судна и перевозится на основании коносамента. Традиционная авиаперевозка осуществляется по авиатранспортному документу или авиагрузовой накладной. При международных перевозках автотранспортом используются автотранспортные накладные.

Морские перевозки

Продавец или покупатель, который фрахтует судно для транспортировки товара, должен подробно оговорить условия обработки судна в порту партнера, а именно:

• количество и сроки подачи предварительных нотисов в подходе судна;

• порядок вручения капитаном нотиса о пригодности судна к выполнению предстоящих конкретных погрузочных работ предназначенных к перевозке товаров и о готовности помещений судна к грузовым операциям;

• расчет норм грузовых работ и сталийного времени;

• порядок оплаты диспача и демереджа;

• порядок оплаты береговой и судовой ставок за грузовые операции, кто их оплачивает - перевозчик, грузоотправитель или грузополучатель;

• обязанности экипажа судна по обеспечению грузовых работ -предоставление грузовых средств, энергии, освещения, тальманов, механизмов для передачи жидких грузов и коммуникаций и т.д.;

• кто назначает стивидоров и агентов (перевозчик или грузовладельцы).

Если товар продан на условиях CIF и CFR, то перечисленные выше условия грузовых работ оговариваются в запродажном контракте для порта выгрузки. Это необходимо, т.к. фрахтователем является продавец, а выгрузку будет обеспечивать покупатель. Когда товар продан на условиях FOB, в запродажном контракте необходимо оговорить все условия обработки судна в порту погрузки, т.к. судно фрахтует покупатель.

В каждом порту погрузки и выгрузки судна составляется ведомость учета стояночного времени судна (таймшит), предусмотренного чартером на производство грузовых операций, которая подписывается капитаном и представителем фрахтователя. В ней фиксируются все производственные операции и непроизводительные простои за время стоянки судна в порту. В таймшите указываются: наименование порта и судна; дата и время прибытия судна и вручение нотиса о готовности к погрузке (выгрузке); дата и время фактического начала и окончания грузовых работ; продолжительность и причины перерывов в работе; норма грузовых работ по чартеру. Он служит основанием для расчета по диспачу и демереджу.

Основными условиями морской перевозки грузов и фрахтования судов являются:

"FIO" - судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке;

"FIOC" - то же плюс от укладки грузов в трюмы судна;

"FIOT" - то же, что и "FIO" плюс по разравниванию, штивке навалочных (насыпных) грузов в трюме судна;

"Линейные условия" - расходы по погрузке и выгрузке оплачивает судовладелец, нормы погрузки и выгрузки не установлены;

"Гросс терме" - то же, но когда нормы погрузки и выгрузки установлены.

' Если судовладелец свободен от расходов по выгрузке грузов, то это будет LI/FO - "Лайнер ин/фри аут" - "линейные условия" при погрузке грузов.

Если судовладелец свободен от расходов по погрузке, то это будет FI/LO - "фри ин/лайнер аут" - "линейные условия" при выгрузке судов.

Транспортный фактор в контракте купли-продажи

До заключения контракта купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортно-импортной продукции. Этот фактор характеризует уровень общественно необходимых затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, при этом оценивается эффективность, качественная характеристика транспортного обслуживания на всем маршруте. В международном товарообмене характеристики можно разделить на количественные и качественные. К количественным относятся: география перевозок, транспортные характеристики товаров, состояние экономики, технология перегрузки и др. К качественным - скорость доставки товара, сохранность перевозимого груза, регулярность курсирования транспорта, эксплуатационная надежность и др.

Любая морская перевозка груза всегда индивидуальна, а ставка фрахта взаимоувязана с другими условиями рейсового чартера (дальность перевозки, интенсивность погрузочно-разгрузочных операций и т.д.) и учитывает сложившиеся ситуации в портах погрузки и выгрузки, а также текущий уровень цен на топливо на мировом бункерском рынке. Возможны резкие изменения уровня цен (в 2 и более раза) на любом из фрахтовых рынков. Вот почему необходимо постоянно наблюдать за мировым фрахтовым рынком для решения практических задач, направленных на повышение эффективности внешнеторговых операций. Ведь цена товара зависит как от уровня цен, сложившихся на товарных рынках, так и от уровня цен фрахтового рынка.

Транспортный фактор имеет существенное влияние при установлении цены на товар. Прежде всего, это учет транспортной составляющей в цене товара, исходя из географического расположения партнеров по отношению друг к другу и центрам международной торговли товаром, а также установление экономически обоснованных тарифов на перевозку грузов, отражающих представительный уровень мировых цен в транспортной сфере.

При этом могут действовать два принципа учета в ценах взаимного расположения производителей и потребителей: принцип взаимной выгоды, когда выгоды или невыгоды расположения относительно центров мировой торговли могут делиться между партнерами поровну, и конкурентный принцип, когда производят деление выгод и невыгод местоположения на мировом рынке в зависимости от конкуренции или соотношения между спросом и предложением на

При превышении спроса основная нагрузка транспортных оас ^

ложится на покупателя. Од°в

Следует учитывать и еще один принцип, действующий на миоо рынке для определения транспортной составляющей в экспортных ^ импортных ценах, согласно которому транспортные расходы на террито ЛИ поставщика или покупателя не оказывают влияния на соответствую экспортные и импортные цены. Мировые цены в международной практи 6 определяются на условиях франко-граница страны продавца ил6 покупателя.

Заметим, что конкурентный принцип для мировой торговли является наиболее распространенным и характерным.

Расходы по транспортировке могут быть довольно значительны Потому-то и необходимо еще до подписания контракта рассчитать возможные затраты по всем звеньям транспортных операций по перемещению товара.

Перечислим основные операции, которые предусматривают оплату за:

• подготовку товара к отгрузке (проверка качества, количества, упаковку, маркировку);

• погрузку-выгрузку внутри страны;

• хранение в пунктах перевалки грузов, в портах;

• перевозку товара до погранпунктов, портов или до транспортных средств, следующих за границу;

• погрузку на судно, в вагон, автомашину, в том числе и в пункте перехода границы;

• перевозку международным транспортом;

• оплату за страхование, таможенное декларирование;

• выгрузку груза в пункте назначения;

• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;

• оплату по доставке груза на склад покупателя.

Конечно, не все эти операции, а значит и оплаты будут производиться при конкретном базисе поставки, установленном в контракте купли-продажи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: