Организация транспортного обеспечения

Договоры на перевозку грузов

В России отсутствует специальное транспортное законодательство. Нормативные акты, регламентирующие деятельность транспорта, устарели и во многом противоречат действующим законам. Это относится прежде всего к уставам и подуставным правилам. В действующих нормативных документах занижена ответственность транспорта за недостатки транспортного обслуживания, причем нормативы качества обслуживания определяются транспортом, исходя из своих возможностей, они не учитывают многих требований потребителей его услуг. Транспорт не несет ответственности и за неполное удовлетворение спроса на перевозки.

Не сложилась пока базирующаяся на правовой основе система государственного регулирования транспортной деятельности, лицензирования и сертификации, позволяющая сформировать современный транспортный рынок.

В процессе выполнения контрактных обязательств по поставке товаров стороны вступают в договорные отношения как с транспортными организациями в своих странах, так и за рубежом. Прежде всего речь идет о перевозке грузов от производителей до выходных пунктов в своей стране. Здесь используются, главным образом, железнодорожный, автомобильный, речной транспорт. А дальше включается международный транспорт, где главную роль играют морские перевозки ввиду их экономичности по сравнению с другими видами транспорта, а также автомобильный. Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключают соответствующие органы государств - участников по единому транспортному документу - международной накладной, являющейся договором перевозки.

Западноевропейские страны координируют деятельность железных дорог на основе договорного акта КОТИФ. В железнодорожном сообщении с этими странами железные дороги СНГ аналогичных международных соглашений не имеют. Восточноевропейские страны имеют свое соглашение о прямом железнодорожном сообщении, СМГС, в котором участвуют также страны Азии (Китай, Корея, Монголия, Вьетнам). В 1991 г. из Соглашения вышли европейские страны, но форма накладной при отправке грузов с территории и на

территорию стран бывшего СССР сохранилась. Россия имеет также транспортные соглашения с Австрией, Ираном, Турцией. Доставка грузов в западные страны и обратно осуществляется с переоформлением договора перевозки на выходных пограничных станциях железных дорог других стран, которые являются участниками СМГС и КОТИФ. В соответствии с Международным транзитным тарифом (МТК) перевозка грузов стран СНГ оформляется перевозочными документами СМГС до выходной пограничной станции последней транзитной дороги, участвующей в СМГС.

Железнодорожная накладная или накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных грузовых перевозках. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная конвенцией КОТИФ.

Текст накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Скрепленная перевозчиком штемпелем, она следует с грузом, а дубликат остается у грузоотправителя. К накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и др.

Дорожная ведомость составляется для каждой накладной, является учетным документом, сопровождает груз на всем пути его следования и является транспортным документом при железнодорожных перевозках.

Рассмотрим практический порядок оформления международной железнодорожной перевозки грузов.

В графе накладной "Дорога назначения" отправитель указывает последнюю транзитную дорогу, участвующую в СМГС, на которой должна производиться переотправка грузов в страну, железные дороги которой не участвуют в СМГС. В графе накладной "Станция назначения" отправитель указывает выходную пограничную станцию этой транзитной дороги. В этой же графе после названия выходной пограничной станции отправитель указывает: "Для дальнейшей переотправки средствами железной дороги на станцию..." (указывается станция и дорога окончательного назначения). В графе накладной "Получатель и его почтовый адрес" отправитель указывает: "Начальник станции", а в графе "Особые заявления отправителя" - окончательного получателя груза на станции окончательного назначения и его почтовый адрес.

На основании указанных отметок выходная пограничная станция в качестве уполномоченного отправителя и под его ответственность отправляет груз до станции окончательного назначения по

перевозочным документам действующего затем транспортного права (КОТИФ).

В новой накладной в графе "Отправитель, фирма" переотправляющая станция указывает отправителя груза по первоначальной накладной и его почтовый адрес, а также станцию и страну первоначального отправления. Первоначальная накладная СМГС прилагается к новой накладной. В графе новой накладной "Приложение к накладной" делается отметка: "Приложена накладная №... от... (дата)". В графе новой накладной "Календарный штемпель станции отправления" переотправляющая станция ставит свой календарный штемпель.

Перевозки грузов в направлении СНГ оформляются перевозочными документами соответствующего международного сообщения до входной пограничной станции первой транзитной дороги, участвующей в СМГС.

Дальнейшая перевозка грузов производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях стран, железные дороги которых участвуют в СМГС: без перегрузки на пограничных станциях железных дорог, имеющих одинаковую ширину колеи; с перегрузкой грузов или с перестановкой вагонов на колесные пары другой колеи на пограничных станциях примыкания железных дорог разной ширины колеи.

СМГС устанавливает порядок приема грузов к перевозке и выдаче их получателю, заключения договора перевозки, коммерческих реквизитов железнодорожной накладной, сроки доставки грузов, излагаются правила перевозок грузов на особых условиях (длинномерные, тяжеловесные, опасные, химические, скоропортящиеся, живность).

Основные условия, которые складываются в международных автомобильных грузовых перевозках, регулирует Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. ЕЭК ООН (КДПГ), подписанная в Женеве 19 мая 1956 г. Она применяется к любому договору о перевозке грузов автотранспортом, когда места принятия к перевозке и доставке груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых, по крайней мере одна является участницей Конвенции, в которой участвуют только европейские страны. К ней в 1983 г. присоединилась и наша страна. Договор перевозки оформляют автодорожной накладной в 3-х экземплярах.

Важно отметить: КДПГ предусматривает, что, когда транспортное средство с грузом часть пути совершает по морю, железной дороге,

внутренним водным путем или по воздуху, товар не выгружается из транспортного средства и Конвенция применима ко всему грузу. Поэтому Конвенция применяется в тех случаях, когда контейнер, в частности сборный, перевозится в трейлере или подобном транспортном средстве с территории страны - участницы Конвенции в ДРУГУЮ страну.

В автодорожной накладной указываются дата отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем.

Первый экземпляр накладной вручается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий остается у перевозчика. Накладная не является оборотным или товарораспорядительным документом. Она является достаточным доказательством заключения договора перевозки, ее условий и получение товара перевозчиком.

Если в накладной нет пункта в отношении состояния товаров при их получении, перевозчиком предполагается, что товары и их упаковка находятся в хорошем состоянии и что при приемке их перевозчиком маркировка и номера соответствуют данным накладной.

Для выполнения таможенных и других формальностей до отправки товаров отправитель должен приложить к накладной необходимые документы или передать их перевозчику, сообщив ему всю информацию, которую он может потребовать.

Грузополучатель имеет право распоряжаться товарами уже с момента составления накладной, если отправитель оговорил это в накладной.

Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату товаров и за ущерб, причиненный им, в период с момента принятия товаров к перевозке до момента доставки, а также за задержку в доставке.

Транспортировка грузов воздушным путем регулируется международными законодательными актами об авиаперевозках.

Перевозка товаров воздушным транспортом оформляется авиагрузовой накладной, которая выписывается грузоотправителем и подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозе грузов по авиалиниям перевозчика. Она не является товарораспорядительным документом. Выдается в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика", подписывается

грузоотправителем; второй - для получателя и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с товарами; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят.

При автодорожных перевозках грузов без их промежуточной перегрузки через таможенные границы нескольких государств, что в настоящее время актуально, применяется международный документ -книжка МДП (Garnet TIR). Такая перевозка грузов с применением вышеназванной книжки регулируется Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г.).

Книжка МДП выдается предоставляющей гарантию ассоциацией, входящей в состав Международного Союза автомобильного транспорта и уполномоченной таможенными властями.

При временном ввозе транспортного средства с применением книжки МДП, имеющей табличку с литером "TIR", не требуется декларирование в таможне этого транспортного средства как ввезенного имущества.

Транспортные средства опломбируются в таможне отправителя и в транзитных таможнях недосматриваются. Книжка МДП составляется для каждого транспортного средства или контейнера. Она действительна для выполнения одной перевозки. Книжка МДП состоит из одного желтого и 6,14 (при пересечении более двух границ) или 20 (при пересечении более шести границ) парных (имеют четные и нечетные номера) белых отрывных листов. Каждый отрывной лист состоит из двух частей: грузового манифеста (первая часть), в котором описывается перевозимый товар, и свидетельства-сертификата (вторая часть), где указываются условия и маршрут перевозки, наложенные пломбы или опознавательные знаки.

Менее известно в нашей внутренней практике оформление перевозок морским транспортом, равно как и документация, которая сопровождает такие перевозки, а также последствия нарушения заключаемых договоров.

Договоры между пароходствами и российскими фрахтователями морских судов заключают на годовой период с распределением по кварталам с учетом направлений перевозки. Подача судов под перевозку внешнеторговых грузов определяется календарным графиком, который составляется ежемесячно. Он является единственным документом, который устанавливает ответственность перевозчика за сроки подачи тоннажа установленного типа. Коммерческий график составляется отдельно по линейным и

:^йсовым судам. Он включает: наименование судов, дату подачи под погрузку и выгрузку, количество и наименование груза, наименование отправителя груза, номер ордера, указания, за чей счет производятся стивидорные погрузочно-разгрузочные работы в иностранных портах. Коммерческий график подписывается до начала планируемого месяца ответственными представителями пароходства и внешнеторговой организации (отправителя). За невыполнение условий прямых договоров взыскивают штраф в установленном договором перевозки размере от стоимости перевозки всего не перевезенного или не предъявленного к перевозке количества груза за квартал.

Договоры на перевозку грузов заключают в соответствии с указаниями, изложенными в нормативных документах - Кодексе торгового мореплавания (КТМ), уставах.

Если используется трамповое судоходство для перевозки грузов, то договор фрахтования оформляется чартером, а при перевозках на линейном судоходстве - коносаментом.

Большинство трамповых судов универсальны и могут в случае необходимости перевозить так называемые генеральные грузы -упакованные и неупакованные товарно-штучные грузы (оборудование, химикаты, аппаратуру, металлоизделия, автомобили, тракторы, вагоны, сельскохозяйственную технику и др.).

Линейное судоходство представляет собой специфическую форму транспортных услуг, при которой перевозчик организует регулярную доставку между установленными портами генеральных грузов. Грузы доставляются сборными отправками по заранее объявленному расписанию, используя для всех отправителей стандартный договор морской перевозки (коносамент) и стабильные цены.

Для генеральных грузов характерны разнородность, большой погрузочный объем, повышенная подверженность порче, высокая стоимость. Ряд генеральных грузов требуют для своей перевозки специальных помещений и оборудования - тяжеловесные, габаритные, опасные, скоропортящиеся, жидкие. Морские потоки этих грузов отличаются мелкопартионностью, рассредоточенностью между большим числом портов, наличием многих независимых отправителей и получателей. Высокая стоимость требует большой частоты отправок и срочной доставки. Линейные компании обеспечивают устойчивую регулярную транспортную связь, услугами которой может воспользоваться любой грузоотправитель по мере необходимости. Ему не надо фрахтовать целое судно. Движение судов построено на базе круговых рейсов по заранее объявленному расписанию. В нем имеется

вся необходимая грузовладельцам и экспедиторам информация (наименование судна, частота рейсов, порты захода и схема движения, даты захода судов в каждый порт линии, список агентов линии). Груз может быть предложен к перевозке как заблаговременно, так и непосредственно в период стоянки судна в порту. Линейная компания принимает грузы к перевозке (на свои склады) задолго до подхода судна, а также организует и оплачивает погрузку и выгрузку, чем создает большие удобства для отправителей грузов.

Основное содержание договора морской перевозки грузов в соответствии с КТМ заключается в том, что перевозчик (фрахтовщик) обязуется принять от грузоотправителя (фрахтователя) груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать фрахтователю либо по его указанию другому получателю груза, а грузоотправитель обязуется в согласованные сроки предоставить предусмотренный договором груз для погрузки его на судно, уплатить обусловленную провозную плату (тариф, фрахт) и принять груз от судна в пункте назначения. В договоре также обусловливаются условия погрузки, выгрузки, перевозки груза, права, обязанности и пределы ответственности сторон при различных обстоятельствах, которые могут возникнуть в процессе транспортировки, порядок уплаты тарифа или фрахта и разрешения различных споров.

Договор морской перевозки может быть заключен и подтвержден письменно с условием предоставления всего судна, части его или определенных судовых помещений.

При заключении сделки на конкретную перевозку фрахтовщик (судовладелец) полностью сохраняет контроль за работой судна. В договоре (чартере) устанавливаются все условия предстоящего рейса и ставки провозной платы за единицу груза либо общая сумма фрахта. Судовладелец является перевозчиком, он несет коммерческие риски, связанные с эффективностью рейса, отвечает за сохранность груза. Фрахтование судна на конкретную перевозку имеет несколько разновидностей: на один рейс, на несколько последовательных рейсов (оговаривается количество рейсов и определенный календарный период). Договор морской перевозки (чартер) выписывается на каждый рейс с обязательным сохранением единых коммерчески-правовых условий. Сумма фрахта оплачивается также за каждый рейс в отдельности по заранее обусловленным ставкам. В течение всего срока договора нельзя без согласования с фрахтователем перевозить на судне грузы других владельцев даже в попутном или обратном


балластном направлении. При фрахтовании судов на время судовладелец сдает, а фрахтователь берет внаем судно на какой-то определенный срок. Управление работой судна переходит к фрахтователю^ который при соответствующих установленных договором ограничениях самостоятельно определяет характер использования судна, род перевозимого груза, направления и коммерческие условия перевозок. Судовладелец при этом освобождается от коммерческих рисков и ответственности за сохранность груза. Фрахтовая ставка устанавливается за судно в сутки, независимо от объема и эффективности перевозки. Судовладелец обязан предоставить надлежащее судно в пригодном состоянии для перевозки, после окончания договора вернуть его в таком же состоянии за вычетом нормального физического износа. Понятие "надлежащее" судно можно проиллюстрировать следующим примером. Если для перевозки свежих овощей требуется охлаждение, а судовые охлаждающие установки не функционируют, такое судно не подходит для данной перевозки, т. е. не будет надлежащим.

При фрахтовании на время различают формы: тайм-чартер, димайз-чартер, бербоут-чартер.

В тайм-чартере судовладелец сохраняет контроль за техникой эксплуатации судна. За свой счет нанимает экипаж, оплачивает постоянные расходы по содержанию судна в рабочем состоянии (снабжение, текущий ремонт, техобслуживание, освидетельствование, расходы на смазочные и обтирочные материалы, производство отчислений на амортизацию и страхование). Фрахтователь оплачивает переменные расходы, непосредственно связанные с выполнением транспортной работы (портовые сборы, оплата лоцмана и буксиров, швартовые операции, стивидорные работы, агентирование, расходы на топливо и воду для котлов), несет расходы по ремонту повреждений, полученных в процессе грузовых работ или из-за подвижки груза.

Фрахтование по димайз-чартеру предусматривает, что на время договора судовладелец не контролирует коммерческие условия по использованию судна и его техническую эксплуатацию (судно сдается в аренду). Фрахтователь оплачивает все постоянные и переменные расходы, включая содержание экипажа. Капитан и экипаж на время чартера становятся служащими фрахтователя.

При фрахтовании в бербоут-чартере судно передается фрахтователю без экипажа на длительный срок (3-5 лет). Допускается, что наем судна в бербоут-чартере может перейти в форму собственности, т. е. судно становится собственностью фрахтователя. При этом последний

выплачивает обычно 20% согласованной цены судна, остальную часть суммы выплачивает каждые полгода равными долями в течение 3-5 лет.

В практике используется также фрахтование по генеральному контракту, когда судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти обусловленное количество груза. Он вправе выделить для перевозки любые пригодные для этой цели суда, причем их наименования в соглашении не указываются. На каждый рейс выписывается отдельный чартер либо составляется лишь букинг-нот, в котором делается ссылка на то, что перевозка совершается в счет выполнения генерального контракта.

К стивидорным работам, оплачиваемым судовладельцем, обычно принято относить следующие операции: при погрузке грузов на судно - подачу подъема груза с причала (в пределах вылета судовых грузовых устройств) либо от поручней судна в трюм, расформирование подъема в трюме с укладкой и сепарацией; при разгрузке судна - формирование подъема груза в трюме судна, застройку подъема и подачу его до линии судовых грузовых устройств. Все остальные операции по погрузке и выгрузке груза относятся к береговым работам и судном обычно не оплачиваются.

рассмотрим виды документов, которыми оформляются морские перевозки.

Основными пунктами чартерного договора являются следующие:

• время и место заключения чартера;

• полное, юридическое наименование сторон (преамбула чартера);

• название и описание судна;

• право замены первоначально указанного судна другим;

• род груза;

• место погрузки и разгрузки;

• условия погрузки и разгрузки, включая условия оплаты демереджа и диспача;

• порядок оплаты фрахта;

• срок подачи судна, включая канцелинг - конечный срок подачи судна под погрузку, при несоблюдении которого фрахтователь имеет право расторгнуть чартер;

• прочие условия—такие, как ледовая оговорка, оговорка о форс-мажоре и другие.

В практике торгового мореплавания созданы типовые договоры перевозки - проформы чартеров. На основе проформ чартеров, разрабатываемых либо перевозчиками, либо специализированными

организациями, заключаются чартеры на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях.

Виды чартеров: чистый, если договор подписывается без каких-либо изменений стандартной формы; открытый - документ без указания рода груза и пункта назначения.

Чартеры могут заключаться заблаговременно либо в срочном порядке (промпт) и даже с условием немедленной готовности судна к перевозке (слот промпт).

Стандартные формы чартеров применяются российскими судами для перевозки следующих грузов: лес, целлюлоза, бумага -15 форм чартеров, нефтеналивные, сжиженные газы - 3 формы, руда - 8 форм, разные грузы - 6 форм, удобрения - 6 форм, уголь - 6 форм, хлебные грузы - 5 форм чартеров. Кроме того, применяются такие формы чартеров, как тайм-чартер (Балтайм, Кросхайт), бербоут-чартер, димайз-чартер и универсальные формы чартеров (Джонсон, Ньювой, Сканкон).

Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем (капитаном) грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем. Он выполняет три основных функции:

1. Удостоверяет принятие груза к перевозке.

2. Является товарораспорядительным документом, т.к. дает право получить груз тому, на кого он выписан.

3. Свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против представления документа.

Выполняя первую функцию, коносамент представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую, что определенные товары в указанном количестве и состоянии погружены на судно для перевозки к установленному месту назначения или что товары приняты под охрану судовладельца в целях перевозки. На коносаменте обязательно должно содержаться указание судоходной компании "груз на борту", или "груз погружен", или "груз принят к погрузке".

Вторая функция коносамента - давать право владельцу оригинала распоряжаться грузом, чтобы при желании продать товар, находящийся еще в пути и представленный коносаментом, для чего товарораспорядителю достаточно продать или переуступить свои права по коносаменту.


Третью функцию коносамент выполняет при перевозках товаров на судах регулярных линий или при поставке грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части.

Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется также "бортовым" коносаментом, особенно такое название присваивается ему в США. Следует сказать, что имеет важное значение разница между бортовым и не бортовым коносаментом. Так, если выдается судовладельцем бортовой коносамент, то этим признается, что груз погружен на борт судна. Когда же судовладелец выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. Товары же могут быть складированы на судне или на складе под его контролем. Этот коносамент не подтверждает начало погрузки и потому менее ценен. Купив товар на условии СИФ, покупатель может настаивать на бортовом коносаменте.

Коносамент на контейнер, выданный на наземной погрузочной станции (терминале) линии контейнерных перевозок, неизменно является коносаментом о принятии к отгрузке, т. е. не бортовым, а грузовым.

Коносамент может быть выписан трех видов: именной (указывает получателя груза);

на предъявителя и ордерный (выдан по "приказу отправителя" либо "приказу получателя").

Выдача товара по коносаменту может быть произведена: по именному коносаменту - лицу, на чье имя выписан коносамент; по ордерному коносаменту - лицу, на чье имя индоссирован коносамент; по коносаменту на предъявителя - лицу, которое предъявит коносамент.

Следует заметить, что на практике коносаменты на предъявителя используются редко, поскольку коносамент - товарораспорядительный документ, который представляет собой символ указанных в нем товаров и его передача влечет за собой передачу права собственности или права владения (если товар заложен).

Традиционная форма оборотных коносаментов (подлежащих индексации) предпочтительнее в некоторых видах международного бизнеса. Она обычно применяется в торговле такими товарами, как зерновые или нефть, а также если покупатель намерен заложить коносамент в банк до прибытия товара.

Коносамент может быть прямой (на один порт) или сквозной (морской транзит).

Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки, товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Такие коносаменты все больше используются в современной транспортной практике.

Коносамент содержит сведения о названии судна, тоннаже судна, наименовании портов погрузки и выгрузки, сумме фрахта и других платежей (где производится оплата), время и место его выдачи, количество выданных экземпляров, в т. ч. оригиналов.

На полях коносамента, поскольку он является распиской судовладельца за товары, содержится их описание. Оно, возможно, является важнейшей частью всего коносамента, потому что получатель груза или индоссат коносамента обычно не имеют возможности проверить утверждение покупателя о количестве и качестве путем осмотра и платит покупную цену на основе описания товаров судовладельцем по коносаменту. Ведь товары, представленные коносаментом, могут быть проданы, находясь еще в пути.

Когда судовладелец подтверждает, что полученные к перевозке товары "находятся во внешне хорошем состоянии", он выдает "чистый коносамент", если же такого подтверждения нет, выдается коносамент с оговорками.

Грузоотправитель обязан гарантировать перевозчику точность маркировки, номеров, количества и веса поставленных им для перевозки товаров, кроме того, он обязан гарантировать перевозчику отсутствие убытков или ущерба, возникших вследствие неточностей в упомянутых данных.

Подписывается коносамент капитаном или пароходным агентом. Обычно коносамент представляет собой напечатанный типографским способом документ, в который вписываются все необходимые данные. Как правило, выписывается 3 оригинала, один из которых является товарораспорядительным документом, и несколько копий, которые не имеют юридической силы. На оригиналах ставится штамп "оригинал", на копиях — "копия" (или печатается на бумаге другого цвета).

Три оригинала предназначены: один для грузоотправителя, один Для грузополучателя и один для судовладельца.

Они составляют так называемый полный комплект. В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала - первый, второй, третий. Только один из оригиналов коносамента может быть


товарораспорядительным документом. После выдачи груза по одному из оригиналов остальные теряют силу.

Выписываемые копии обычно необходимы капитану судна для проверки погруженного и выгруженного товара, агентам судна, портовой администрации, таможенным органам, транспортно-экспедиторской фирме и т.д. Число копий не входит в указанное в коносаменте число экземпляров.

Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза. Отправитель передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами. При погрузке на судно сверяют правильность сведений погрузочного ордера с фактическим количеством передаваемого груза и его состоянием. Часто затем составляют документ - штурманскую расписку, которую выписывает помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт. Штурманская расписка является важным документом. Находящиеся на складе товары для погрузки проверяют тальманы, которые фиксируют дату погрузки, знаки отличия, индивидуальную упаковку, номера, вес и/или меры груза, а также любой дефект или замечание об условиях получения груза. Тальман указывает повреждение упаковки, старые упаковочные ящики, сомнительную маркировку и другие дефекты. Грузовой помощник капитана после окончания погрузки подписывает штурманскую расписку на основе данных тальманов. Штурманская расписка без замечаний считается чистой. Она может содержать и замечания, которые затем вносятся в коносамент в виде оговорок. Штурманская расписка выдается грузоотправителю, но не является товарораспорядительным документом, и служит основанием для выписки коносамента.

Коносамент без оговорок о состоянии принятого на борт груза будет чистым. При этом следует заметить, что коносамент является чистым и в тех случаях, когда в нем имеются:

• оговорки, которые не содержат прямых указаний на то, что товар или его упаковка имеют неудовлетворительное состояние (например: "упаковочные коробки были в употреблении");

• оговорки об освобождении перевозчика от. ответственности за риски, связанные с характером товара или его упаковки;

• оговорки относительно того, что перевозчику неизвестны характер товара, техническая спецификация, вес, размеры, качество и т. п.

Дата выписки коносамента фиксирует срок выполнения договора купли-продажи, являясь датой поставки.

Так как в практике международных перевозок принято, что бортовые коносаменты выдаются в нескольких оригиналах, то чрезвычайно важно, чтобы покупатель или банк, действующий по его инструкции, при оплате продавцу убедился, что все эти оригиналы (так называемый "полный комплект") переданы продавцом. Это требование включено также и в Правила Международной Торговой палаты по документарному аккредитиву.

При обнаружении недостачи, порчи или повреждения груза при его выдаче получателю в пункте назначения перевозчиком составляется коммерческий акт, удостоверяющий этот факт. В нем фиксируется размер, характер и причины несохранности груза, он служит основанием для возложения за нее материальной ответственности на перевозчика.

Данные всех коносаментов вносятся в декларацию судового груза (судовой манифест). Он должен содержать все сведения о маркировке, номерах, количестве, содержании, грузоотправителе и грузополучателе, ставку и сумму фрахта по каждому коносаменту, а также информацию, предоставления которой требуют консульские органы страны назначения грузов. Манифест о грузе предъявляется морским, портовым, таможенным или консульским службам. Он содержит подробности о полном грузе судна. Количество экземпляров манифеста, сроки и порядок предъявления определяются обычаями портов и местным законодательством.

При транспортировке грузов на российских судах по чартерам, не регламентирующим конкретные формы коносамента, а также при перевозке грузов без чартеров пароходства применяют стандартные коносаменты КИ-61.

Если перевозится крупная партия грузов в течение длительного времени, то на практике заключается такой контракт, по которому грузоотправитель должен предъявить к отгрузке фиксируемое количество груза в обусловленный срок. При этом в контракте указывается тарифная ставка, которая ниже базисной, с учетом скидки за крупную партию груза.

При оформлении отгрузки товара чартерами есть несколько видов оплаты фрахта:

а) по мере выгрузки товара из трюма;

б) после окончания выгрузки;

в) заранее, о чем в коносаменте делают специальную оговорку;

г) по подписании коносамента 1/3 суммы фрахта за вычетом процентов за страхование, остаток - после сдачи груза;

д) по подписании коносамента целиком.

По согласованию сторон в договор комбинированной перевозки можно включить Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, изданные МТП. Объединенный транспортный документ, который известен под названием КТ-документ, признается документом "с начала и до конца" с тем, чтобы исключить выдачу документов на каждой стадии смешанной перевозки. КТ-документ может быть выдан по желанию сторон как в оборотной, так и в необоротной форме. После выдачи КТ-документа смешанный перевозчик принимает на себя полную ответственность за работу комбинированного транспорта, а также ответственность на условиях, которые предусмотрены в Унифицированных правилах, за утрату, повреждение или задержку в доставке за весь период комбинированной перевозки.

Сам контейнер, в отличие от отдельных товаров, содержащихся в нем, как правило, перевозится по обычному бортовому коносаменту.

При планировании отгрузки товара и выбора вида транспорта рекомендуем тщательно анализировать следующие факторы:

• вид груза.

Иногда возможность выбора отсутствует: скоропортящиеся грузы следует перевозить авиатранспортом, и, наоборот, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузов. Основную часть международных морских перевозок составляют перевозки массовых грузов наливом, навалом, насыпью; сырой нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, апатитконцентрата, зерна. В числе других грузов морской торговли можно выделить генеральные грузы (готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольственные товары);

• расстояние и маршрут перевозки.

Определяющим для выбора вида транспорта являются также место отправки груза и конечный пункт перевозки. В перевозках внутри континента используются железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. Рекомендациями тут при выборе одного из них являются, кроме вида груза, фактор времени и стоимость перевозки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: