Характеристика стратегического лидерства

Тема 7. Стратегическое лидерство

ПЛАН

 

Характеристика стратегического лидерства

Образ будущего и его развитие в организации

Общие характеристики образа будущего

Вклад лидера в развитие стратегии компании

Характеристика стратегического лидерства

Высоких результатов корпоративной деятельности нельзя добиться лишь счастливому стечению обстоятельств. Во многом их достижение определяется выбором, который делают лидеры. Топ-менеджеры обязаны знать организационную среду, прогнозировать события на ближайшие 5-10 часов и определять направление будущей работы так, чтобы с ним были согласны все сотрудники.

Стратегическое лидерство – это способность предвидеть будущее, проявлять гибкость, мыслить стратегически и сотрудничать с окружающими ради проведения изменении, направленных на усиление конкурентоспособности организации. В условиях динамичной внешней среды лидерам приходится сталкиваться с потоком сложной и неоднозначной информации, и нет двух таких руководителей, которые совершенно одинаково оценивали бы одно и то же явление или делали полностью идентичный выбор в схожих ситуациях.

Сложность окружающей среды и неопределенность будущего могут действовать подавляюще. Поэтому многие руководители склонны концентрировать внимание не столько на стратегических, сколько на внутренних организационных вопросах. Гораздо проще и удобнее иметь дело с обыденными заданиями и операциями, когда можно увидеть реальный результат и проконтролировать ситуацию. Кроме того, многие лидеры тонут в потоке информации и всяких мелочах. Массовые увольнения и модернизация организационной структуры снизили лояльность персонала. К тому же лидерам теперь все сложнее поддерживать темп: информация стала доступнее для рядовых сотрудников, а значит, распространяется со всевозрастающей скоростью. Большинство лидеров с трудом находят свободную минуту, чтобы поразмыслить над образом будущего. Согласно исследованиям, руководители финансовых, информационно-технологических и операционных отделов тратят на обычные повседневные задания соответственно 84%, 70% и 76% рабочего времени. Как показывают другие исследования, топ-менеджеры современных компаний тратят в среднем лишь 1-3% рабочего времени на обдумывание корпоративных перспектив.

Для усиления конкурентоспособности организации ее лидерам необходимо понимать сущность текущих тенденций. Им не столько нужно реагировать на изменения окружающей среды, сколько осмыслять прозошедшие события и определять их значение для будущего. Лидеры должны иметь не только исчерпывающую информацию, но и свободное время, а также ментальное пространство для ее обработки и использования. Например, председатель совета директоров Билл Гейтс периодически удаляется от всех дел на несколько дней, чтобы принять стратегическое решение.

Сандер Флаум, главный исполнительный директор компании (эта организация занимается стратегическим маркетингом в области здравоохранения), считает, что настоящие лидеры всегда устремлены в будущее: «Они не боятся изменять существующее положение вещей, концентрируя внимание не на том, что произошло, а на том, что, с их точки зрения, может произойти». Например, руководители Сhаles Schwab еще в 1995 году оценили колоссальный потенциал Интернета для продажи ценных бумаг в системе оп-Нпе (именно в этот год в США объемы продаж персональных компьютеров превзошли объемы продаж телевизоров). Руководители других фирм владели той же информацией, однако не увидели картины будущего или не рискнули воспользоваться новой технологией. В результате Schwab захватила большую часть рынка продажи ценных бумаг в системе оn-line.

В наше время особое значение приобретает способность предвидеть запросы потребителей в будущем. Глобализация, ослабление государственного регулирования, передовые технологии, демографические сдвиги и изменение стиля жизни людей трансформирован! способы ведения бизнеса и наши представления о нем. Мир в 2015 году будет существенно отличаться от нынешнего, и лидеры уже сейчас должны знать, как адаптировать свою организацию к новым условиям. Ни одна организация не сумеет добиться устойчивого успеха, если ее руководители не имеют отчетливого образа будущего.

 

На рис. 13.1 показаны уровни, составляющие сферу стратегического лидерства. В процессе взаимодействия с окружающей средой лидеры создают образ будущего, формулируют миссию и выбирают стратегии и методы воплощения в жизнь своей концепции. Образ будущего (верхний уровень схемы) определяет положение организации через 10-15 лет. Образ будущего отражает окружающую среду и связан с миссией компании, т. е. с ее основными ценностями и целями. Стратегия определяет методы создания механизмов, с помощью которых организация достигает поставленных целей и воплощает в жизнь образ будущего. Стратегия представляет собой замысел, тогда как базовая архитектура организации (ее структура и система стимулирования) обеспечивает корпоративную деятельность. Каждый иерархический уровень на схеме поддерживает вышестоящий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: