Общие характеристики образа будущего

 

Вдохновляющие образы будущего имеют пять общих характеристик: в них содержится призыв, обращенный ко всем сотрудникам, они способствуют проведению изменений в организации, поддерживают веру в лучшее будущее, отражают высокие идеалы, определяют корпоративные цели и способы их достижения.

1. Образ будущего содержит общий призыв. Совершенно очевидно, что мечты могут воплощаться в жизнь только благодаря усилиям людей. Однако многие перспективные концепции не привели к желаемым результатам, поскольку не сумели вовлечь людей в общую работу. Видение будущего не может выражать только мысли лидера. Идеальный образ будущего охватывает всю организацию в целом, а не только команду топ-менеджеров. Он объединяет людей и вдохновляет их на стремление к общей цели. Каждый сотрудник действует независимо, но при этом все движутся в одном направлении.

2. Видение будущего связано с изменениями. Ясный образ будущего помогает организации провести изменения. Он определяет задания, которые необходимо выполнить для достижения улучшений. Изменения могут быть болезненными, но четкое представление о направлении движения помогает людям преодолеть трудности, устранить неопределенность и включиться в процесс трансформаций.

3. Образ будущего питает надежду и веру людей. Видение будущего существу только в воображении. Перспективную концепцию невозможно моментально превратить в жизнь. Будущее формируется людьми, верящими в то, что они делают, а живо представленная картина будущего помогает им понять: совместная целенаправленная работа позволит претворить мечты в реальность. Образ будущего апеллирует к основным человеческим потребностям и желаниям, суть которых – почувствовать себя полезным, поверить в свою способность изменить мир.

4. Видение будущего отражает высокие идеалы. Настоящий образ будущего идеалистичен. Он воодушевляет людей и наполняет их энергией только в том случае, если призывает улучшить жизнь.

5. Образ будущего определяет цель и способы ее достижения. Ясный образ будущего указывает на результаты, которых стремится достичь организация. Он также устанавливает основные ценности. Опираясь на них, люди могут решить поставленные перед ними задачи. Например, у частной школы бизнеса могут быть следующие цели: довести число выпускников-отличников до 20%, направить 90% учащихся в летнюю интернатуру и обеспечить 80% выпускников работой к июню выпускного года. В процессе достижения этих целей школа стремится углубить знания учащихся, привить им навыки работы в команде, а также сформировать у них установки на длительное обучение. Кроме того, в образе будущего могут быть выражены основополагающие ценности и дополнительные задачи: не отделять друг от друга учебные предметы, не проводить жесткой разграничительной линии между студентами и преподавателями, искренне заботиться о благополучии студентов, давать им глубокие знания, не ограничивающиеся только вопросами бизнеса. Ясный образ будущего определяет не только желательные результаты, но и главные ценности, на основе которых вырабатываются методы достижения поставленных целей. Образ будущего может оказать сильное влияние на организацию только в том случае, если он понятен и близок всем сотрудникам.

До сих пор мы говорили об образе будущего целых компаний. Однако отделы, филиалы и просто сотрудники также могут иметь свой собственный ясный образ будущего. Успешные люди, как правило, четко представляют образ будущего и знают, как воплотить его в реальность. Человек, не видящий такого образа, имеет меньше шансов на успех. Во многих организациях образ будущего создают не только лидеры, но и менеджеры среднего звена. Начальники функциональных отделов, руководители филиалов и проектных команд могут использовать образ будущего с таким же успехом, как и топ-менеджеры.

Рассмотрим пример сотрудника крупной корпорации, руководящего отделом по контролю над исправностью кондиционеров и чистотой воздуха на производстве. Этот человек считает, что его работа имеет большое значение, поскольку, по его словам, «старается использовать физическое пространство, чтобы люди почувствовали себя лучше». Благодаря созданному им образу будущего подчиненные высадили цветы под окнами своих офисов, чтобы создать хорошую атмосферу и порадовать своих коллег. В инновационных компаниях каждый отдел или группа создают свой образ будущего, непосредственно связанный с общей корпоративной концепцией.

Образ будущего производит наибольший эффект, когда он значим для всех отделов и сотрудников организации. Именно поэтому лидеры прилагают много сил к тому, чтобы все подчиненные отчетливо представляли образ будущего. Тогда он сплачивает людей и воодушевляет их двигаться в одном направлении.

Когда каждый сотрудник видит и понимает образ будущего, организация способна самостоятельно адаптироваться к изменениям окружающей среды. Каждый человек в этом случае может действовать независимо, но все устремлены к одной цели. В современной науке это называется принципом саморегулирования, в рамках которого каждый системный элемент служит достижению общей цели, а люди, входящие в систему, видят и понимают ее целостность. Таким образом, образ будущего помогает сотрудникам определять главное направление работы и самостоятельно контролировать свою деятельность.

Чтобы создать понятный и близкий всем образ будущего, лидеры делятся своими мыслями с подчиненными и поощряют их высказывать собственные мечты. Для этого необходимо быть открытым, уметь слушать собеседника и налаживать с ним эмоциональную связь. Настоящие лидеры понимают, что образ будущего не может создаваться только на уровне высшего руководства. Они видят свою ответственность в том, чтобы понять мечты и надежды, движущие людьми, и интегрировать эти мечты в общий образ будущего.

Миссия компании – это не то же самое, что ее образ будущего, однако эти два понятия связаны между собой. Миссия – это основная цель и причина существования организации. Миссия определяет главные ценности организации, и на ее основе создается картина будущего. Образ будущего выражает амбициозные намерения организации, которые она хотела бы осуществить в будущем, в то время как миссия представляет собой формулировку того, за что борется организация в настоящем. В то время как образ будущего со временем трансформируется, миссия остается неизменной, несмотря на технологические, экономические и другие изменения. Миссия определяет характер и дух компании и может использоваться лидерами для наполнения смыслом работы подчиненных.

Как правило, миссия включает в себя два компонента: основные ценности и главную цель. Основные ценности определяют принципы корпоративной деятельности вне зависимости от обстоятельств. Миссия указывает также главную корпоративную цель. Формулировка цели включает в себя не только производство определенных товаров и услуг, но и идеалистические мотивировки, объясняющие причины существования организации. Многие преуспевающие компании ставят перед собой благородные цели, например: «использовать технологии во благо людям», «сделать жизнь женщины более яркой и насыщенной», «предоставить обычным потребителям возможность покупать те же товары, которые приобретают богатые люди». Таким образом, заявление о миссии организации должно содержать формулировку основных ценностей и главных целей.

Некоторые компании включают образ будущего в заявление о миссии. Однако важно помнить, что образ будущего может изменяться, тогда как миссия остается неизменной. Миссия сплачивает организацию в периоды трансформаций и определяет выбор будущих стратегий.

Миссия и образ будущего имеют большое значение, но их недостаточно для создания сильной организации. Для достижения успеха необходимо найти методы выполнения миссии и воплощения в жизнь образа будущего. Эту функцию выполняет стратегия.

Стратегический менеджмент представляет собой ряд решений и действий, используемых для формулировки и реализации специфических стратегий, которые позволяют установить баланс между организацией и окружающей средой, усилить конкурентоспособность и достичь корпоративных целей. Задача лидеров заключается в установлении указанного баланса и налаживании корпоративной деятельности.

Стратегия – это общий план работы организации, помогающий достичь корпоративных целей и описывающий распределение ресурсов и взаимодействие с окружающей средой. Формулируя стратегию, лидеры ставят следующие вопросы: «Что представляет собой организация в настоящий момент? К какому статусу стремится организация? Какие изменения и тенденции наблюдаются в конкурентной борьбе? Какое направление действий позволит нам воплотить в жизнь картину будущего?». Для разработки стратегии необходимо умение слушать людей как в самой организации, так и за ее пределами, а также способность адекватно оценить изменения окружающей среды. Настоящие лидеры чутко воспринимают все тенденции и подготавливают организацию к решению задач, которые возникнут перед ней в будущем, что зачастую требует радикальных способов мышления.

Инновационное мышление сопряжено со значительными рисками. Иногда лидеры несколько раз меняют стратегию, прежде чем выработают наиболее подходящую. Кроме этого, стратегия со временем неизбежно трансформируется в соответствии с мнениями окружающей среды. Чтобы повысить вероятность успеха, при разработке стратегии следует учесть три аспекта: основную компетенцию, синергию и создание ценностей для потребителей.

Основная компетенция – это компетенция, позволяющая организации делать что-либо чрезвычайно хорошо в сравнении с конкурентами. Лидеры стремятся определить сильные стороны компании, т. е. ее отличие от остальных компаний в данной индустрии.

Эффект синергии наблюдается в тех случаях, когда общий результат деятельности организации превосходит сумму результатов деятельности отдельных ее частей. Компания может достигать специфических преимуществ путем сокращения расходов, усиления конкурентоспособности, с помощью технологических инноваций и за счет профессионализма сотрудников.

Создание ценностей для потребителей. Концентрация внимания на основной компетенции и использование эффекта синергии помогают компаниям создавать ценности для своих потребителей. Ценность можно определить как соотношение получаемых потребителями выгод и понесенных имирасходов. Основой стратегии является предоставление ценностей потребителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: