Бюджеты субъектов Федерации, их доходы и расходы

Тема 7. Территориальные и местные бюджеты

Сущность и состав территориальных финансов

Бюджеты субъектов Федерации, их доходы и расходы

Местные бюджеты

Сущность и состав территориальных финансов

Территориальные бюджеты - совокупность бюджетов республик, входящих в состав РФ, краев, областей, округов, районов, городов, поселков, сельских поселений.

Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.

Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется НД, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. За счет средств территориальных бюджетов финансируются не только общеобразовательные школы, по и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и пр.

С помощью территориальных финансов государство выравнивает диспропорции в уровнях экономического и социального развития территорий, отстающих в своем развитии от других регионов страны. Средства для финансирования таких территорий формируются за счет источников вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, субвенции, субсидии и пр.

Основными источниками финансирования территорий являются:

• бюджетные ассигнования;

• средства субъектов хозяйствования (организаций, предприятий).

Главная составная часть территориальных финансов - это бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик в составе Федерации, бюджеты краевых, областных, автономных образований и бюджеты городов - Санкт- Петербурга и Москвы ).

На втором месте по значимости - средства субъектов хозяйствования:

• финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия);

• финансовые ресурсы организаций, используемых ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Третий компонент территориальных - финансово-территориальные внебюджетные фонды, которые имеют целевое назначение.

 

Бюджеты субъектов Федерации, их доходы и расходы

Доходная часть бюджетов субъектов Федерации формируется за счет налоговых доходов (налог на имущество организаций, на недвижимость, налог на рекламу, налог на игорный бизнес, земельный налог и пр.), неналоговых доходов, а также за счет регулирующих доходов.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, сдачи в аренду муниципального имущества и т. д.

Собственные доходы территориальных бюджетов включают следующие налоги и сборы: транспортный налог; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сборы за право торговли; налог на содержание жилищного фонда; лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками; налог на имущество юридических и физических лиц; доходы от продажи земли, недвижимости; земельный налог; плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ.

В число главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления от НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Территориальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования территориальных бюджетов. Их удельный вес составляет примерно 20%.

Постоянно увеличивающиеся расходы территориальных бюджетов при недостаточном росте объема собственных ресурсов вызвали необходимость выделения средств этим бюджетам. Это осуществляется главным образом за счет регулирующих источников.

Расходы территориальных бюджетов - экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по территориальному назначению.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

В территориальных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия быстрее всего растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-хозяйственных единиц.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и рост городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условия жизни населения И требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому в расходах территориальных бюджетов постоянно возрастают ассигнования на охрану окружающей среды.

Расходная часть территориальных бюджетов предусматривает: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, обслуживание и погашение государственного долга субъекта Федерации, содержание и развитие унитарных предприятий, оказание помощи местным бюджетам, обеспечение реализации региональных целевых программ и т. д.

Степень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Минимальные бюджетные расходы - средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т. е. направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость территориального бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния: абсолютно устойчивым, нормальным, неустойчивым и кризисным табл. 7.1.

Таблица 7.1 Определение устойчивости территориальных бюджетов

Состояние территориальных бюджетов Условия состояния Количественные критерии, %
Абсолютно устойчивое Рмин < Дс + Др К авт = 60-70 К р =30-40 К б.з. = 10-15
Нормальное Рмин = Д + Др К авт = 40-50 К р = 50-60 Kб.з. = 30-35
Неустойчивое Р мин = Дср + Ддоп Кавт-5-10 Кр/с-90-95 Кб.з= 40-50
Кризисное Рмин > Дс + Др Х

 

Примечание: Рмин - минимальные расходы бюджета; Дс - собственные доходы бюджета; Др - регулирующие доходы бюджета; Ддоп - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы; Д - общая сумма бюджетных доходов; Р - общая сумма бюджетных расходов; 3 - бюджетная задолженность.

Для определения финансовой устойчивости можно использовать коэффициенты, предложенные отечественным ученым-экономистом Г. Б. Поляком:

1. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов К р/с.=Дс/Д.

2. Коэффициент автономии Кавт. = Дс / Д.

3. Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами Ко.= Дс / Рмин.

4. Коэффициент бюджетного покрытия К б.п = Д / Рмин.

5. Коэффициент бюджетной задолженности К б.з. = 3 / Р.

6. Коэффициент бюджетной результативности региона К б.р. = Д / Ч

(Ч - среднегодовая численность населения региона).

7. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения К о н. = Р / Ч.

 

 

Местные бюджеты

В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями от 06.10.2003г. и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями от 8 декабря 2003 г. формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ. К числу муниципальных (местных) бюджетов относят бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов, которые включают бюджет районного центра, городов районного подчинения и сел.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов следующим образом:

регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ;

• участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

• распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

• осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся: доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты: государственная пошлина и прочие.

К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе:

• часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

• часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации (отменено с 1.01.2005);

• часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации:

• часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

• часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся: нормативные отчисления от регулирующих доходов; дотации и субвенции местным бюджетам; средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Расходная часть местных бюджетов включает:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

• ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Вопросы местного значения:

1. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2. Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

3. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

4. Обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

5. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

6. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

7. Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

8. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

9. Организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов.

10. Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: