Конфликт и его классификации

Управление конфликтами и стрессами

Умение решать проблемы, управлять конфликтами и стрессами является неотъемлемой частью работы эффективной организации.

 

Конфликт и его классификации

Конфликт существует столько, сколько существует человеческое сообщество. Поскольку конфликта нельзя избежать, следует найти стратегии его разрешения, включающие распознание возникающего конфликта и поиск путей для устранения основных его причин.

Конфликт – способ социального взаимодействия между людьми при столкновении противоположных взглядов, точек зрения, интересов.

Когда люди работают в коллективе, в любой ситуации существует возможность конфликта между ними.

В учреждениях здравоохранения врачи и медицинские сестры работают в тесном сотрудничестве и зависят друг от друга в предоставлении информации о пациенте, лечении и его результатах. В такой ситуации может быть немало конфликтов. Конфликт в учреждении здравоохранения может возникнуть, когда:

1. Люди не имеют одинаковой информации и, в результате, по-разному определяют проблемы и расставляют приоритеты.

2. У людей разные точки зрения относительно их власти и полномочий.

3. У людей разные цели и задачи.

4. Люди применяют разные стратегии для осуществления взаимоприемлемой цели. В такой ситуации между обеими сторонами цель одна, но у них разногласия по поводу того, каким путем ее можно достичь.

5. Люди придерживаются различных принципов, убеждении, ценностей, они по-разному понимают этические обязательства, что приводит к разногласиям относительно выбора целей и метода осуществления ухода за пациентом.

6. Цели взаимодействующих индивидов несовместимы. Имеют место разногласия относительно распределения недостаточных ресурсов.

7. Один человек испытывает сильную потребность в автономии (независимости, свободе действий или решений), а другой – большую потребность в правилах и предписаниях.

8. Несовместимость личных качеств, установок, позиций или поведения людей.

9. Один человек считает что-то важным, а другой так не думает.

10. От двух индивидов требуют выполнения одной и той же задачи в одно и тоже время, или роли двух людей частично перекрываются.

Даноу разбивает причины возникновения конфликтов в организации на три основные категории:

1. Конфликты, возникающие в результате коммуникационных проблем. Проблемы в общении могут привести к неправильному восприятию информации, что в свою очередь, может спровоцировать межличностный или межгрупповой конфликт.

2. Конфликты, связанные со структурой и размером организации. Функциональные и другие различия между людьми, работающими в организации, могут стать причиной конфликта, конфликт может возникнуть на почве различий в уровне полномочий, в производственном стаже.

3. Конфликты, связанные с различиями в ценностях, восприятии и манере поведения. Люди могут делать поспешные и неверные выводы о других людях, исходя из собственных представлений о ценностях и собственной манеры поведения.

Конфликт может проявляться в различных формах.

Внутриличностный конфликт - это конфликт, возникающий внутри индивида. Может существовать одна или несколько причин, приводящих к тому, что человек переживает внутренний конфликт. Медсестры-руководители, переживающие внутриличностный конфликт, часто ощущают разочарование, неуверенность.

Ролевой конфликт – разновидность внутриличностного конфликта, возникает, когда индивид выступает в нескольких ролях, когда личные роли медсестры-руководителя вне работы мешают исполнению их управленческих ролей на работе. Ролевой конфликт может возникнуть, если от медсестры-руководителя требуется выполнение множества ролей в рамках работы. Противоположные требования и обязательства роли руководителя способны привести к ролевому конфликту. Если методы управления конфликта не будут найдены, такой тип внутриличностного конфликта может вызвать у медсестры-руководителя стресс и снижение удовлетворения работой. Поэтому старшей сестре важно определить, в какое время и какая роль должна быть приоритетной.

Другой тип внутриличностного конфликта возникает, когда у индивида отсутствует определенность по поводу того, каких результатов ждут от выполнения его работы. Такой тип внутриличностного конфликта, называемый «неопределенность роли», возникает, когда должностные инструкции описаны неточно и нечетко или когда задания, порученная работа недостаточно объяснены.

Внутриличностный конфликт возникает, когда человек не может выполнить все, что от него ожидают в течение ограниченного периода времени. Медсестры-организаторы могут испытывать «перегрузку роли», когда им трудно выполнять требования, возникающие в результате огромного количества дел, выполняемых в течение дня.

Межличностные конфликты могут возникнуть из-за различий в ценностях, целях, действиях или восприятии событий. Люди могут страстно отстаивать свою позицию, особенно в тех случаях, когда речь идет о них как о личностях или об их действиях. Межличностные конфликты нередко возникают в результате неудовлетворительных коммуникаций. Конфликты, возникающие в результате неправильного понимания или истолкования, можно разрешить посредством разъяснения содержания сообщения или получения дополнительной информации.

Другой источник межличностного конфликта в организациях имеет место, когда двое или более людей конкурируют при распределении одних и тех же ресурсов.

Люди, работающие в организации, где происходят непрерывные перемены или имеет место обстановка неопределенности, могут столкнуться с межличностными конфликтами большей интенсивности по сравнению с людьми, работающими в стабильной обстановке

Межличностный конфликт может также возникнуть при несовместимости ролей индивидов. Такие разногласия могут быть разрешены, если обе стороны обсудят цели, касающиеся ухода за пациентами, а также отнесутся с уважением и пониманием к приоритетам друг друга

Конфликты между непосредственным руководителем и подчиненным могут привести к формированию нездоровых отношений и препятствовать стремлению к достижению целей организации.

Внутригрупповой конфликт возникает при наличии разногласий среди членов группы. Конфликт во многом схож с межличностным, однако он более сложный, так как затрагивает, большее количество людей.

Внутригрупповой конфликт, ориентированный на задачу, возникает, когда члены группы имеют разные представления о том, в чем заключается задача и как ее нужно выполнить.

Внутригрупповой конфликт, ориентированный на человека, возникает, когда идет борьба за руководящие должности в группе; при неравном распределении нагрузки; из-за различий в характере индивидов, приход в стабильную группу нового человека.

Межгрупповой конфликт возникает, когда у групп внутри организации разные цели и одна группа пытается осуществить свои цели за счет другой. Конфликты такого типа могут варьировать от мелких разногласий до крупных организационных проблем.

Кроме того, конфликты в организации могут быть разделены:

· По источникам и причинам возникновения – на объективные и субъективные; организационные, эмоциональные, социально-трудовые; деловые и личные;

· По функциональной значимости – функциональные и дисфункциональные;

· По масштабам и продолжительности – общие и локальные; кратковременные и долговременные;

· По коммуникативной направленности – горизонтальные, вертикальные, диагональные, смешанные;

· По способам урегулирования – антагонистические и компромиссные; разрешимые, частично разрешимые, неразрешимые.

 

Процесс конфликта

Любой конфликт отличается своеобразием, разворачивается во времени и пространстве по-своему.

На этапе скрытого конфликта конфликт еще не развился, но имеются условия, которые могут привести к его возникновению. Руководитель может спланировать и способы предотвращения или ограничения конфликта до того, как он перейдет во вторую стадию.

Осознаваемый конфликт – развитие понимания напряженной ситуации. На этой стадии осознание конфликтной ситуации может обсуждаться, а может и не обсуждаться открыто.Основываясь на своем восприятии, понимании ситуации, человек может сделать выбор между игнорированием потенциального конфликта, сдерживанием конфликта или принятием решения о том, какие условия необходимо изменить.

Ощущаемый конфликт – третья стадия процесса конфликта. На этой стадии ощущаются чувства, эмоции, связанные с конфликтом. Люди с доверительными отношениями вряд ли будут совершать действия, провоцирующие конфликт.

Явный конфликт, четвертая стадия конфликта, - это то, что происходит вследствие конфликтной ситуации. Происходящее является следствием существующих условий, понимания, восприятия, чувств и эмоций и проявляется в поведении вовлеченных в конфликт сотрудников. Поведение людей в конфликтной ситуации частично может зависеть от стереотипов, сформировавшихся в течение жизни, а частично – от знаний и опыта.

Конфликт может быть сдержан, когда одна сторона носит поражение другой, или разрешен, когда обе стороны приходят к взаимному согласию относительно какого-то решения и поддерживают его реализацию. Разрешение конфликта зависит от применяемых стратегий и подхода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: