Контекст организационного лидерства

Тема 8. Создание самообучающей организации и руководство ею

ПЛАН

Эволюция лидерства

Переход от обычной организации к обучающей

Основные составляющие обучающей организации

Двойственныя проблема современых лидеров

 

Эволюция лидерства

 

Многие понятия теории лидерства сформировались во времена стабильности, во всяком случае, пока люди еще верили, что мир является устойчивым, предсказуемым, что его можно контролировать с помощью логических и рациональных методов. Понятия, возникшие в эпоху стабильности, до сих пор формируют архитектонику (дизайн) многих организаций и существенно влияют на обучение менеджеров. Однако стремительные изменения нашей эпохи и необходимость решения новых задач заставляют лидеров отказываться от устаревших методов.

Контекст организационного лидерства

Используемые лидером методы непосредственно связаны с его восприятием себя, подчиненных, организации и окружающей среды. Эволюция лидерства прошла четыре этапа; их можно описать с помощью двух оценочных шкал:

1. действия лидера на макро- или микроуровне;

2. стабильность или хаотичность окружающей среды.

Микроуровень деятельности лидера связан со специфическими ситуациями, особыми заданиями и отдельными людьми. Для достижения некоторых целей необходимо сконцентрировать внимание на одном человеке, одном задании или методе. Это объективный, логичный подход к руководству. На макроуровене рассматриваются группы людей, ряд ситуаций, общество и организация в целом, фундаментальные идеи ценности и стратегии, общие задачи, корпоративная культура организации и направление ее деятельности. В этом случае лидеры ориентированы не столько на правила, пред писания и систему контроля, сколько на налаживание взаимоотношений с людьми.

Шкала стабильность/хаотичность указывает на динамику элементов окружающей среды. Среда является стабильной, если она не изменяется на протяжении нескольких месяцев или лет. Люди могут ожидать от истории повторения, надеясь, что успешные в прошлом методы будут эффективны и в будущем. Однако в условиях хаоса элементы внешней среды изменяются быстро и непредсказуемо. Лидеры приходят к выводу, что им нужно поддерживать рискованные действия и обучение. Они создают картину будущего и стратегию, вдохновляют подчиненных и передают им властные полномочия, направляя деятельность сотрудников в единое русло.

Две указанные шкалы образуют структуру, позволяющую выделить этапы эволюции лидерства, как это показано на рис. 1. Каждый из квадратов этой модели суммирует типы мышления лидеров. Они, возможно, соответствовали своему времени, но в наши дни могут быть неприемлемы.

Макроруководство в стабильной среде. Первый этап эволюции лидерства можно охарактеризовать как доиндустриальный и добюрократический. Большинство организаций имели небольшие размеры и возглавлялись одним человеком. Он заполнял штат своими друзьями и родственниками, профессиональные навыки которых не имели решающего значения. Стабильность среды и небольшие размеры организации позволяли ее руководителю видеть общую картину и координировать корпоративную деятельность. Это эпоха руководства Великого человека, когда особое значение придавалось личным характеристикам лидера. Лидера рассматривали как героя, способного решить любые задачи, стоящие перед организацией.

 

СРЕДА  
Стабильная Хаотичная  
Этап 2 Этап 3  
Рациональный менеджмент • Бихевиористские теории • Теории зависимостей Особенности: Вертикальная иерархия, бюрократичность • Функциональный менеджмент   Руководство в команде • Смешение методов • Передача властных полномочий • Качество Особенности: • Горизонтальная организация • Кросс-функциональные команды Сокращение персонала  
 
 
 
 
 
 
 
ш    
Этап 1 Этап 4  
Руководство Великого человека • Теории характеристик Особенности: • Добюрократическая организация • Административные принципы Обучающееся руководство • Общая картина будущего, выравнива» ориентация на взаимоотношения • Поддержка изменений и адаптации Особенности: Обучающаяся организация • Электронный бизнес  
 
 
 
 

 

Микроруководство в стабильной среде. На втором этапе эволюции появляются иерархия и бюрократия. Мир по-прежнему остается стабильным, однако организации приобретают столь крупные размеры, что возникает необходимость введения правил и процедур с целью повышения эффективности и производительности. Властная иерархия поддерживает механизм наблюдения и контроля за рабочими, и решения, принимавшиеся некогда эмпирическими или традиционными методами, теперь заменяются жестко регламентированными процедурами. На этом этапе успеха добивается «рациональный менеджер», который определяет направление деятельности подчиненных и контролирует их работу, используя обезличенный подход. От подчиненных не требуется самостоятельного мышления; ожидается, что они будут делать то, что им говорят, следуя правилам и предписаниям и выполняя указанные задания. Внимание руководителя концентрируется на деталях, а не на общей картине.

Рациональный менеджер вполне соответствовал стабильной среде. Дело в том, что лидеры могли добиваться довольно высоких результатов, анализируя ситуацию, разрабатывая подробные планы и контролируя деятельность организации. Однако, рациональный менеджмент уже недостаточно эффективен в наши дни.

Микроруководство в хаотичном мире. Переход к третьему этапу эволюции лидерства был ознаменован сильным шоком менеджеров США и Европы. Неожиданно мир утратил стабильность, и признанные всеми техники рационального менеджмента перестали приносить успех. Нефтяной кризис, вызванный введенным ОРЕС в 1972 году эмбарго, и обострение глобальной конкуренции в 1980-х – начале 1990-х годов заставили многих менеджеров признать: мир стал хаотичным. Японские корпорации, следовавшие принципам руководства в команде и добивавшиеся высочайшего качества продукции, стали доминировать в международной коммерции. Для западных менеджеров наступила эпоха смешения методов. Они пытались налаживать работу в командах, сокращать персонал, проводить модернизацию организационной структуры и внедрять программы повышения качества, наделять властными полномочиями подчиненных, чтобы усилить их мотивацию и лояльность.

Это была эпоха командного лидера, передающего властные полномочия участникам команды, поддерживающего разнообразие и открытое общение. Однако некоторые руководители все еще пытались использовать старые методы рационального менеджмента, несмотря на изменения в их организациях и в мире в целом.

Макроруководство в хаотичном мире. Наступила эпоха информационно-цифровых технологий. Все меняется, и меняется довольно быстро. На четвертом этапе эволюции появляется обучающийся лидер, который отказывается от традиционного контроля. Лидеры влияют на окружающих, не столько используя власть и контроль, сколько создавая картину будущего, утверждая корпоративные ценности и налаживая конструктивные отношения с подчиненными. Они постоянно экспериментируют, обучаются, изменяются в личном и профессиональном плане, поддерживают рост и развитие персонала. Обучающиеся лидеры должны обладать гибкостью, чтобы преуспеть в нашем хаотичном мире.

На четвертом этапе лидеры стремятся создать обучающуюся организацию, в которой каждый человек включен в процесс идентификации и решения проблем, так что организация непрерывно растет и развивается, преодолевая встающие перед нею трудности. Это требует от лидера навыков, не ограниченных рамками рационального менеджмента и руководства в команде. Большая часть нашей книги посвящена лидерам, действующим на третьем и четвертом этапах эволюции руководства. В последних главах мы сознательно сосредоточили внимание на умении лидера увидеть общую кар тину, что необходимо для достижения успеха в нашем динамичном мире. Лидеры должны отучиться концентрировать внимание только на деталях. Им нужно создавай картину будущего и формировать корпоративную культуру, которая позволит воплотить эту картину в жизнь. Современный лидер более полагается на конструктивные отношения с подчиненными, чем на иерархический контроль. Его действия направлены на создание организации, сотрудники которой имели бы общую цель и вели свободный обмен информацией.

Этапы эволюции лидерства от великого лидера к рациональному менеджеру, а затем к командному и обучающемуся лидеру отражают тенденции развития мира, а также корпоративный и социальный контекст. Многие современные организации и их руководство испытывают трудности в связи с переходом от стабильной окружающей среды к хаотичной. И в этих обстоятельствах требуются новые качества и навыки. Вопросы разнообразия, работы в команде, передачи властных полномочий, горизонтальных взаимоотношений становятся все более и более актуальными для наших дней. Современные лидеры находятся на четвертом этапе эволюции руководства, концентрируя внимание на менеджменте изменений и создавая условия для трансформации своих компаний в обучающиеся организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: