Субъективные теории прибыли

1). Прибыль как вознаграждение за риск в условиях неопределённости рынка. Прибыль можно рассматривать как вознаграждение за риск в условиях неопределённости рынка. Если учесть, что некоторые виды риска можно страховать, то потенциальным источником чистой экономической прибыли является нестрахуемый риск. Премия за риск может составлять положительную, нулевую или отрицательную величину. Эти прибыли или убытки порождены неопределённостью, в основе которой лежат неконтролируемые или непредсказуемые изменения в спросе (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкивается фирма. Нельзя полагать, что удастся предусмотреть их повторение в последующий период.

2). Прибыль как вознаграждение за инновации. Прибыль можно рассматривать как вознаграждение за инновационную деятельность в условиях неопределённости. Предприниматели ищут возможности улучшить товары, сдвигая, таким образом, кривые спроса. Они ищут новые методы организации производства и новые технологии, сдвигая кривые издержек. Они разрабатывают совершенно новые виды товаров и услуг, создавая новые рынки, характеризующиеся совершенно новыми кривыми спроса и предложения. Предприниматель действует на свой страх и риск. И в этом смысле инновационная деятельность есть особый случай риска.

Многие предпринимают попытки, но успеха добиваются немногие. Обычно такие доходы, выступающие в форме прибыли, непостоянны, и, в конечном счёте, они постепенно исчезают, поскольку появляются подражатели и конкуренты. Но в то время как один из источников прибыли, получаемый новаторами, исчезает, появляется ряд других остроумных изобретений. Благодаря этому прибыль такого рода будет существовать в обществе всегда.

 

Однако против этих теорий выдвигаются определенные возражения:

а) объяснение на основе нововведений не учитывает существования прибылей в широких секторах экономики, где деятельность предприятий носит рутинный характер;

б) наиболее высокие прибыли достаются часто не самым сообразительным и квалифицированным предпринимателям и не тем, кто подвергается большому риску;

в) как можно принять субъективное объяснение прибыли в тех случаях, когда тот, кто их получает, не занимается трудом и фактически не подвергается деловому риску? Именно так обстоит дело в акционерных компаниях.

Не стоит ли, следовательно, искать объяснения феномену прибыли в общих условиях экономической среды?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: