Объективные теории прибыли

Объективные теории прибыли обращаются при ее анализе к институциональным факторам (теория эксплуатации), к структурным факторам (теория форм рынка) и к конъюнктурным факторам (теория излишков).

1) Институциональное объяснение прибыли: эксплуатация. По мнению К. Маркса и его последователей, источником прибыли является эксплуатация трудящихся капиталистами. Капиталист платит рабочему заработную плату, полагающуюся ему за использование его рабочей силы, а затем продает потребителям полученные продукты по их стоимости.

2) Структурное объяснение прибыли: формы рынка. При свободной конкуренции экономическая прибыль равна нулю. Развитие анализа несовершенной конкуренции привел к тому, что прибыль стали связывать с различиями в структуре рынков.

3). Конъюнктурное объяснение прибыли. В статичном мире, который не меняется и не знает трений, где цены не изменяются в ходе производственного цикла, чистой прибыли не существует. В динамичном мире развитие конъюнктуры может создать случайные прибыли, плоды нежданной удачи. Прибыль выступает в данном случае как конъюнктурная добавка.

Общая черта трех объяснений состоит в том, что они связывают прибыль не с экономической ролью предпринимателя, а лишь с объективной ситуацией, в которой он находится. Прибыль выступает как остаток, как прибавление к издержкам, порожденное лишь структурными или конъюнктурными причинами.

Как субъективные, так и объективные теории выдвигают интересные предложения и частичные объяснения. Можно подумать в этой связи, что прибыль порождается не каким-либо простым и единственным фактором, а связана со сложными причинами.

В связи с этим возникает вопрос: выполняет ли прибыль какую-либо полезную роль в экономике, исполняет ли она какую-либо необходимую экономическую функцию? Прибыль:

1. Выступает движущей силой экономики. Именно стремление получить экономическую прибыль заставляет предпринимателей постоянно искать новые идеи, осуществлять инновации, развивать производство. Инновации связаны с инвестициями, которые обеспечивают экономический рост, и, как, следствие – повышение уровня благосостояния нации. Инновации также создают новые возможности для создания экономической прибыли.

2. Прибыль более эффективно, чем прямое регламентирование, выполняет задачу распределение ресурсов между альтернативными видами производства. Наличие прибылей или убытков сигнализирует о степени привлекательности того или иного вида деятельности. Прибыль является стимулом для расширения деятельности. Однако если предприниматель слишком много производит, то он оказывается наказанным. Или если у кого-либо дела идут лучше, чем у него, то предприниматель может быть наказанным независимо от размаха своей собственной деятельности. В этом случае он может заняться другим видом деятельности.

3. Ожидание экономической прибыли стимулирует предпринимателя эффективно использовать ресурсы в процессе производства. Он знает, что снижение издержек позволит ему получить дополнительную прибыль. Поэтому обеспечивает непрерывность производства, экономное расходование ресурсов, осуществляет соответствующий контроль и т. д. Хотя основные возможности повышения эффективности использования ресурсов связаны с нововведениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: