Нестратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок

Раздел 4 Поведение крупных продавцов

Тема 8,9. Барьеры входа в отрасль, слияния и поглощения

1. Барьеры входа в отрасль: стратегические и нестратегические барьеры.

2. Слияния. Виды экономических объединений. Типы слияний.

Причины поглощений. Цели и способы поглощений.

 

1 Барьеры входа в отрасль.

Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли. Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уров­нем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах.

Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры.

Стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому поведению, препятствующему проникновению новых фирм в данную отрасль. В качестве стратегических барьеров могут использоваться: ценовые и неценовые. Ценообразование, ограничивающее вход: зная совокупный спрос и совокупное предложение действующие в отрасли фирмы могут назначить такую цену, чтобы предотвратить появление на рынке новых конкурентов.

Примерами неценовых барьеров доминирующей фирмы служат.

Дополнительные инвестиции в оборудование. Инвестиции в оборудование можно трактовать как необратимые издержки для фирмы: фирма вынуждена их оплачивать, даже если продукт не выпускается. Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, старая фирма при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня запретительного, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек.

• Дифференциация продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм на рынок может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок. Основу такой стратегии для старой фирмы составляет положительная отдача от ассортимента, когда издержки по сбыту и маркетингу продукции при увеличении числа товарных марок растут медленнее, чем при выпуске одного вида товара. В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров.

• Долгосрочные контракты с третьими лицами. В данном случае фирма может заключить долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов или с потребителями товара, а также с работниками отрасли. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если существую подобные контракты.

Нестратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок.

1. Ограничения спроса (емкость рынка). Высокая насыщенность рынка товарами или низкая платежеспособность покупателей являются серьезными препятствиями для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает данный товарный рынок малопривлекательным для новых агентов в связи с низким уровнем прибыльности, высоким уровнем конкуренции и инвестиционного риска. Емкость рынка как барьер входа включает в себя следующие факторы: высокая насыщенность рынка товарами, низкая платежеспособность населения, наличие иностранных конкурентов.

2. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Объемы первоначальных инвестиций определяют саму возможность или невозможность организации нового производства в отрасли. Капитальные затраты: стоимость нового строительства или реконструкции оборудования, расходы на НИОКР, на разработку нового продукта и т.д. на величину капиталдьных затрат оказывают влияние такие факторы, как степень развитости, организованности и открытости рынка труда, рынка инвестиционных товаров, рынка технологий.

3. Барьеры, основанные на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат. Абсолютные преимущества в отношении издержек означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена ниже функции издержек потенциальных конкурентов, так что цена, необходимая для возмещения инвестиций фирм—потенциальных конкурентов, будет выше, чем средняя цены отрасли, что затрудняет вход новых фирм в отрасль.

4. Административные барьеры. Административные барьеры создаются органами государственной власти на всех уровнях и включают в себя: лицензирование деятельности предприятий, квотирование производства, усложненный порядок регистрации новых предприятий, экологические нормы, ограничения на использование земель, лесных угодий, недр и т.д.

5. Состояние инфраструктуры рынка. Наличие хороших транспортных путей и мощностей для хранения товара по мере его продвижения от производителя до конечного потребителя ведут к сокращению барьеров входа.

6. Криминализация экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: